ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2006 г. N 691-ПП
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ
И ЗАСТРОЙКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
В целях совершенствования порядка предоставления и отчуждения
земельных участков в городе Москве, приведения его в соответствие
с изменениями в федеральном земельном, градостроительном и
жилищном законодательстве Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О землепользовании и
застройке в городе Москве" (приложение).
2. Предоставить Департаменту земельных ресурсов города Москвы в
соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы,
полномочия по приобретению и продаже земельных участков от имени
Правительства Москвы на территории Российской Федерации и за ее
пределами.
3. Департаменту земельных ресурсов города Москвы обеспечить
организацию работы по проведению независимой оценки земельных
участков (п. 2).
4. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект закона города Москвы
"О землепользовании и застройке в городе Москве" (п. 1) на
рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Дамурчиева В.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 12 сентября 2006 г. N 691-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ И ЗАСТРОЙКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере землепользования и
застройки в городе Москве, устанавливает градостроительные
требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраны
земель в городе Москве и контроля за их использованием, порядок
осуществления городом Москвой полномочий по управлению и
распоряжению находящимися в собственности города Москвы землями в
городе Москве, а также устанавливает общие принципы платы за
использование земель в городе Москве.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные положения
1. Земля города Москвы используется и охраняется как основа
жизни и деятельности населения города Москвы.
2. Земля города Москвы является землей поселений, отграниченной
от земель иных категорий городской чертой.
3. Использование земель Москвы должно осуществляться при
условии соблюдения прав и законных интересов населения города
Москвы.
4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации границы
города Москвы как субъекта Российской Федерации утверждаются
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и
соответствуют черте города Москвы.
5. Действие настоящего Закона распространяется на все земли,
расположенные в границах города Москвы.
6. Соблюдение установленных в соответствии с законами
Российской Федерации, настоящим Законом и другими законами города
Москвы градостроительных требований к использованию земельных
участков в городе Москве, того, что находится над и под ними,
обязательно для всех собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков в городе Москве.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются понятия, определенные в
Земельном кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе
Российской Федерации, других федеральных законах и законах города
Москвы, а также следующие понятия:
а) землепользование - осуществление правомочия пользования
земельным участком в соответствии с требованиями, установленными
земельным законодательством, а также законодательством о
градостроительстве, об особо охраняемых природных территориях, об
охране окружающей среды, об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры), о недрах, водным и лесным
законодательством, иными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы;
б) застройка - создание или реконструкция на земельном участке
градостроительного объекта;
в) разрешенное использование земельного участка - использование
земельного участка в соответствии с обязательными требованиями и
ограничениями к состоянию и допустимым изменениям состояния
земельного участка и расположенных на нем других объектов
недвижимости, установленными на основании градостроительной
документации, сервитутов, других ограничений в соответствии с
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами
города Москвы;
г) освоение земельного участка - осуществление собственниками,
землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных
участков мероприятий по застройке или иных мероприятий на
земельном участке в соответствии с разрешенным использованием
земельного участка;
д) формирование земельного участка - установление границ
земельного участка, определение разрешенного использования,
определение технических условий подключения объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения, определение предоставляемых
прав на земельный участок и условий его предоставления либо
оснований резервирования земельного участка для государственных
нужд города Москвы;
е) резервирование земель для государственных нужд города Москвы
- создание резерва городских земель в целях сохранения и развития
земель общего пользования, развития инженерной, транспортной и
социальной инфраструктуры, реализации государственных и городских
целевых программ, выполнения городского государственного заказа и
в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством и
законодательством города Москвы, посредством введения временных
ограничений на предоставление либо продажу определенных земельных
участков;
ж) проект градостроительного межевания территории (проект
межевания) - градостроительное обоснование разделения структурных
элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и
прочих), ограниченных красными линиями и иными линиями
градостроительного регулирования, на земельные участки.
Разработанные в рамках проекта межевания планы масштаба 1:2000
являются основой для установления границ земельных участков на
местности, закрепления их межевыми знаками и составления плана
земельного участка;
з) капитальное здание, строение, сооружение - здание, строение,
сооружение, при возведении которого были использованы специальные
производственные и технологические операции и материалы в
соответствии с установленными нормами и правилами капитального
строительства;
и) градостроительный план земельного участка - документ
установленной формы, в котором определены границы и
градостроительные требования к использованию и застройке
земельного участка;
к) градостроительное обоснование - документация, обосновывающая
границы и виды разрешенного использования застроенных, подлежащих
застройке земельных участков, виды разрешенного использования
объектов капитального строительства, предельные параметры
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального
строительства, иные требования, условия и ограничения
использования земельного участка и его застройки.
Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в области
регулирования землепользования и застройки в городе Москве
К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования
землепользования и застройки в городе Москве относятся:
а) определение порядка управления и распоряжения землей города
Москвы;
б) согласование с законодательным (представительным) органом
государственной власти Московской области изменений границ между
субъектами Российской Федерации - городом Москвой и Московской
областью и представление их на утверждение Совету Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации;
в) согласование с законодательным (представительным) органом
государственной власти Московской области проектов федеральных
законов об утверждении (изменении) черты города Москвы;
г) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации согласованных проектов федеральных законов об
утверждении (изменении) черты города Москвы;
д) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проектов федеральных законов об утверждении
(изменении) границ и правового режима пригородной зоны города
Москвы;
е) установление ставок земельного налога в городе Москве в
соответствии с федеральным законодательством и индексация арендной
платы за землю;
ж) установление льгот по уплате земельного налога в городе
Москве и порядка их предоставления в соответствии с федеральными
законами и законами города Москвы;
з) утверждение и изменение правил землепользования и застройки
города Москвы;
и) установление порядка передачи земельных участков из
собственности города Москвы в муниципальную собственность;
к) установление норм предоставления земельных участков в
частную собственность в городе Москве;
л) иные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к
компетенции законодательного (представительного) органа
государственной власти города Москвы.
Статья 4. Полномочия Правительства Москвы в области
землепользования и застройки
1. К полномочиям уполномоченных Правительства Москвы в области
землепользования и застройки в городе Москве относятся:
а) разработка правил землепользования и застройки города Москвы
в составе градостроительной документации;
б) резервирование земельных участков для государственных нужд
города Москвы;
в) принятие решения об изъятии земельных участков для
государственных нужд города Москвы;
г) осуществление выбора земельных участков для застройки;
д) установление требований и ограничений к использованию
земельных участков и осуществление контроля за использованием и
охраной земельных участков их собственниками, землепользователями,
землевладельцами и арендаторами;
е) установление ставок арендной платы за землю, размеров
единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим
Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных
участков и имущественных прав;
ж) администрирование неналоговых земельных платежей,
поступающих в бюджет города Москвы в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации;
з) сбор, формирование данных и ведение городских информационных
ресурсов по учету состояния земель города Москвы и земельных
участков, а также расположенных на них зданий, сооружений и иных
градостроительных объектов, градостроительных регламентов,
требований и ограничений к использованию земельных участков, учету
объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы,
земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте,
а также установленных обременений (сервитутов) и иной необходимой
информации;
и) привлечение к административной ответственности за нарушения
в соответствии с настоящим Законом;
к) передача полномочий по управлению и распоряжению земельными
участками в пределах территорий особых экономических зон,
созданных на территории города Москвы в соответствии с федеральным
законодательством, на срок их существования федеральному органу
исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по
управлению особыми экономическими зонами;
л) представлять интересы города Москвы при регистрации права
собственности города Москвы в Федеральной регистрационной службе
на земельные участки, расположенные на территории Российской
Федерации;
м) представлять интересы города Москвы при регистрации прав
собственности города Москвы на земельные участки, расположенные за
пределами Российской Федерации, в иностранных регистрирующих
органах;
н) иные полномочия в области землепользования и застройки в
соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
2. Исполнительные органы государственной власти города Москвы
обеспечивают рациональное и социально ориентированное
использование земель города Москвы в соответствии с требованиями
федерального законодательства, настоящего Закона и иных правовых
актов города Москвы.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации и
постановлениями Правительства Российской Федерации, на основании
переданного Российской Федерацией полномочия Правительство Москвы
либо уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы
от имени Российской Федерации осуществляет управление и
распоряжение землями в городе Москве, находящимися в собственности
Российской Федерации.
Глава 2. ПРАВА НА ЗЕМЛЮ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 5. Государственная собственность на землю в городе
Москве
В соответствии с федеральным законодательством земли в городе
Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат
разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской
Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
Статья 6. Распоряжение земельными участками, находящимися в
государственной собственности
1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы
(органы исполнительной власти города Москвы) осуществляют
распоряжение земельными участками, находящимися в собственности
города Москвы; земельными участками, находящимися в границах
города Москвы, государственная собственность на которые не
разграничена; иными земельными участками в соответствии с
федеральным законодательством.
2. В соответствии с федеральным законодательством из земель,
распоряжение которыми осуществляется органами исполнительной
власти города Москвы, в частную собственность могут быть переданы:
а) гражданам - земельные участки, находящиеся у них на праве
постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого
владения;
б) гражданам - имеющиеся в их фактическом пользовании земельные
участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в
результате сделок, которые были совершены до вступления в силу
Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР",
но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы;
в) юридическим лицам, за исключением органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления, казенных предприятий,
государственных и муниципальных учреждений, - земельные участки,
находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования;
г) собственникам капитальных зданий, строений, сооружений, а
также собственникам частей в зданиях, строениях, сооружениях -
земельные участки, занятые зданиями и необходимые для их
использования, и установленные по результатам межевания кварталов;
д) земельные участки в иных установленных федеральными законами
и законами города Москвы случаях.
3. На землях, распоряжение которыми осуществляется органами
исполнительной власти города Москвы, уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы формирует земельные участки,
не подлежащие отчуждению из государственной собственности, и
обеспечивает их постановку на государственный кадастровый учет.
4. Планы, определяющие площадь и границы земельных участков,
распоряжение которыми осуществляется органами исполнительной
власти города Москвы, разрабатываются с учетом проектов межевания
кварталов на территории города Москвы в порядке, устанавливаемом
Правительством Москвы, а также утвержденными правилами
землепользования и застройки.
5. Отчуждению не подлежат находящиеся в собственности города
Москвы земельные участки:
а) ограниченные в обороте по основаниям, установленным
Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением
установленных федеральным законом случаев;
б) зарезервированные для государственных нужд в установленном
законом порядке;
в) на землях общего пользования, к перечню которых относятся
земли, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями,
проездами, дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами,
садами, бульварами, водоемами;
г) на землях особо охраняемых природных территорий;
д) на которых расположены памятники истории и культуры, иные
объекты историко-культурного назначения в соответствии с перечнем,
установленным законом города Москвы, принимаемым Московской
городской Думой по представлению Мэра Москвы;
е) на которых расположены объекты оздоровительного назначения в
соответствии с перечнем, устанавливаемым законом города Москвы,
принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра
Москвы;
ж) на которых расположены объекты, переданные в дар городу
Москве, построенные или созданные на собранные гражданами
средства;
з) использование которых, а также расположенных на них зданий,
строений, сооружений или их частей не соответствует требованиям и
ограничениям к использованию этих земельных участков,
строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим,
противопожарным и иным правилам и нормативам, кроме случаев, когда
земельные участки отчуждаются для их приведения в соответствие с
требованиями и ограничениями к использованию этих земельных
участков;
и) под которыми проходят магистральные подземные инженерные
коммуникации.
6. При определении стоимости находящихся в собственности города
Москвы акций акционерных обществ, являющихся собственниками
капитальных зданий, строений, сооружений, подлежит определению и
учету рыночная стоимость соответствующего земельного участка либо
права на заключение договора аренды. При этом рыночная стоимость
земельного участка не должна быть ниже его кадастровой стоимости.
Статья 7. Приобретение гражданами земельных участков в
собственность на безвозмездной основе
1. Граждане имеют право однократно бесплатно получить в
собственность на территории города Москвы земельный участок в
следующих случаях:
а) если земельный участок находится в пожизненном наследуемом
владении гражданина;
б) если земельный участок находится в постоянном (бессрочном)
пользовании гражданина;
в) если земельный участок предоставлен органами исполнительной
власти взамен земельного участка, находившегося у гражданина в
пожизненном наследуемом владении или постоянном бессрочном
пользовании;
г) в иных случаях, установленных федеральными законами.
2. Гражданин, желающий воспользоваться правом на однократное
бесплатное приобретение земельного участка, принадлежащего ему на
праве пожизненного наследуемого владения, обязан в заявлении о
предоставлении в его собственность такого земельного участка
указать, что он правом на однократное бесплатное приобретение
земельных участков, принадлежащих ему на праве пожизненного
наследуемого владения и расположенных на территории Российской
Федерации, до настоящего времени не воспользовался.
3. Гражданин, желающий воспользоваться правом на однократное
бесплатное приобретение земельного участка, принадлежащего ему на
праве постоянного (бессрочного) пользования, обязан в заявлении о
предоставлении в его собственность такого земельного участка
указать, что он правом на однократное бесплатное приобретение
земельных участков, принадлежащих ему на праве постоянного
(бессрочного) пользования и расположенных на территории Российской
Федерации, до настоящего времени не воспользовался.
Статья 8. Торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных
участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на
заключение договора аренды таких земельных участков
1. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по
продаже земельных участков, распоряжение которыми осуществляется
органами исполнительной власти города Москвы, или права на
заключение договора аренды таких земельных участков осуществляется
в соответствии с федеральными законами.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
обеспечивает формирование земельных участков, выставляемых на
торги, и их постановку на государственный кадастровый учет.
Статья 9. Земельные участки, на которых расположены
многоквартирные жилые дома
1. Формирование земельного участка, на котором расположен
многоквартирный жилой дом, осуществляется на основании решения
общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по
заявлению о формировании соответствующего земельного участка,
поданному лицом, уполномоченным указанным собранием.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
обеспечивает разработку градостроительного плана земельного
участка, формирует земельный участок с учетом проектов межевания
кварталов на территории города Москвы и осуществляет его
постановку на государственный кадастровый учет.
3. Собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме
земельный участок предоставляется в общую долевую собственность
безвозмездно.
Собственникам нежилых помещений многоквартирного жилого дома,
не предназначенных для эксплуатации такого жилого дома, земельный
участок предоставляется за плату. При этом размер платы за
соответствующую долю земельного участка устанавливается на
основании расчета цены земельного участка.
Статья 10. Аренда земельных участков
1. Земельные участки в пределах территории города Москвы могут
быть переданы в аренду их собственниками в соответствии с
положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного
кодекса Российской Федерации.
2. При предоставлении земельного участка в аренду фактическое
использование этого земельного участка может быть изменено только
в целях приведения его в соответствие с градостроительными
требованиями и ограничениями к его использованию.
Статья 11. Предоставление в аренду земельных участков,
находящихся в собственности города Москвы
1. В случаях когда федеральными законами не устанавливается
обязательность отчуждения земельного участка из собственности
города Москвы, предоставление в аренду является основной
(преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в
собственности города Москвы.
2. Земельные участки, находящиеся в собственности города
Москвы, могут быть предоставлены в аренду физическим и юридическим
лицам в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами
города Москвы при условии соблюдения требований и ограничений к
использованию этих земельных участков.
3. Договор аренды земельного участка заключается с победителем
торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение
договора аренды в соответствии с условиями этих торгов. Предметом
торгов (конкурсов, аукционов) является право на заключение
договора аренды земельного участка, сформированного в соответствии
с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
4. Договор аренды заключается без проведения торгов (конкурсов,
аукционов) по продаже права на заключение договора аренды при
предоставлении земельных участков:
а) занятых капитальными зданиями, строениями, сооружениями и
необходимых для их использования (эксплуатации) собственникам
таких зданий, строений, сооружений. Площадь и границы земельных
участков устанавливаются на основании проектов межевания кварталов
на территории города Москвы, а также утвержденными правилами
землепользования и застройки;
б) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов
государственной власти Российской Федерации, города Москвы и
Московской области, выполнением городом Москвой функций столицы
Российской Федерации;
в) для целей реализации государственных целевых программ города
Москвы;
г) арендаторам капитальных зданий, строений или сооружений,
находящихся в собственности города Москвы.
5. При изъятии земельных участков для государственных нужд
города Москвы у арендаторов, выкупивших право на заключение
договора аренды, наряду с другими затратами, убытками возмещению
подлежит внесенная за право на заключение договора аренды сумма в
части, приходящейся на неиспользованный срок договора.
6. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
имеет право на досрочное расторжение договора аренды земельного
участка в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 12. Срок договора аренды земельных участков, находящихся
в собственности города Москвы
1. Срок договора аренды земельного участка, находящегося в
собственности города Москвы, устанавливается по соглашению сторон
в зависимости от фактического использования, требований и
ограничений к использованию земельного участка, а также сроков
освоения той территории, где расположен земельный участок.
2. Земельные участки, на которых отсутствуют объекты
капитального строительства, передаются исключительно в аренду на
срок не более 5 лет и не подлежат приватизации.
3. Договор аренды земельного участка, находящегося в
собственности города Москвы, занятого капитальным зданием,
строением, сооружением и необходимого для их использования,
заключается на срок до 49 лет, но не менее 25 лет. Меньший срок
договора аренды земельного участка, в том числе занятого объектом
незавершенного строительства, может быть установлен исключительно
по соглашению сторон. Правительство Москвы имеет право по особо
значимым для города объектам принимать решение о предоставлении
земельных участков в аренду на срок до 99 лет.
Статья 13. Особенности предоставления прав на находящиеся в
собственности города Москвы неделимые земельные участки,
занимаемые зданиями, строениями, сооружениями
1. Права на находящиеся в собственности города Москвы неделимые
земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями,
приобретаются в порядке, установленном Земельным кодексом
Российской Федерации.
2. Лица, арендующие находящиеся в государственной собственности
помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке,
имеют право на заключение договора аренды с множественностью лиц
на стороне арендатора либо право вступления в ранее заключенный
договор.
3. В случае отсутствия совместного обращения граждан или
юридических лиц с целью приобретения прав на земельный участок в
соответствии с частью 2 настоящей статьи уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы в рамках своей компетенции
принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду с
множественностью лиц на стороне арендатора на основании заявления
первого обратившегося из указанных в настоящей статье лиц. При
этом в договоре аренды предусматривается условие сохранения иными
правообладателями помещений в этом здании права на безусловное
вступление в этот договор.
4. Если все здание, строение, сооружение или отдельные его
части (помещения) находятся в пользовании лиц на основании
договоров аренды, договор аренды земельного участка, занятого
вышеуказанным зданием, строением, сооружением, заключается с
множественностью лиц на стороне арендатора на срок,
соответствующий максимальному сроку, установленному в договорах
аренды данного здания, строения, сооружения или помещений в нем.
Статья 14. Оформление права на земельный участок при переходе
права собственности на расположенное на нем здание, строение или
сооружение
Подлежат учету в уполномоченном органе исполнительной власти
города Москвы размеры и границы земельного участка, занятого
зданием, строением или сооружением и необходимого для их
использования, права на который переходят к новому собственнику
здания, строения или сооружения и оформляются в порядке,
установленном федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
Глава 3. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 15. Плата за использование земель, находящихся в
собственности города Москвы
1. Использование земель, находящихся в собственности города
Москвы, является платным, исключая случаи, установленные
федеральными законами и законами города Москвы.
2. Формами платы за использование земель, находящихся в
собственности города Москвы, являются земельный налог и арендная
плата за землю.
3. При продаже земельного участка или продаже права на
заключение договора аренды земельного участка уплачиваются
единовременные платежи, установленные в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 16. Земельный налог
Земельный налог на территории города Москвы устанавливается
законом города Москвы в соответствии с требованиями Налогового
кодекса Российской Федерации.
Статья 17. Плата за право на заключение договора аренды
земельного участка, находящегося в собственности города Москвы
1. За право на заключение договора аренды земельного участка
взимается плата в размере и на условиях, определенных
Правительством Москвы на основании установленного им порядка либо
установленных в результате проведения торгов, за исключением
случаев, когда по результатам проведения торгов по продаже права
на заключение договоров аренды находящихся в собственности города
Москвы земельных участков определяются размер, порядок, условия и
сроки внесения арендной платы за землю.
2. Покупатель, полностью внесший плату за право на заключение
договора аренды, кроме этого права, имеет с момента
государственной регистрации договора право на совершение сделок с
правами аренды земельного участка, если условиями договора не
установлено иное.
3. Условиями торгов либо в случаях, когда торги не проводятся,
по решению Правительства Москвы или уполномоченного им органа
исполнительной власти города Москвы может быть предусмотрена
рассрочка (отсрочка) платы за право на заключение договора аренды
земельного участка в соответствии с бюджетным законодательством.
4. Плата за право на заключение договора аренды земельного
участка не взимается:
а) при предоставлении собственникам капитальных зданий,
строений, сооружений земельных участков, занятых этими зданиями,
строениями, сооружениями и необходимых для их использования
(эксплуатации);
б) при предоставлении земельных участков для целей, связанных с
обеспечением деятельности органов государственной власти
Российской Федерации, города Москвы и Московской области,
выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
в) при предоставлении земельных участков для целей реализации
государственных целевых программ города Москвы;
г) при продлении срока договора аренды (заключении договора
аренды на новый срок) на земельный участок в случае, если по
окончании срока действия договора не проводятся торги по продаже
права на заключение договора аренды соответствующего земельного
участка либо указанные торги не состоялись;
д) при продлении добросовестному арендатору срока договора
аренды земельного участка в случае, если земельный участок (его
часть) находится в границах красных линий, в связи с чем на
участок (его часть) при заключении договора аренды установлен срок
аренды меньший, чем на находящиеся рядом участки (оставшуюся часть
участка);
е) при оформлении в аренду земельного участка или его доли
арендаторам капитальных зданий, строений или сооружений,
находящихся в собственности города Москвы.
Статья 18. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в
собственности города Москвы
1. Арендная плата за земельные участки устанавливается в
процентах от их кадастровой стоимости в зависимости от вида
деятельности, осуществляемого на земельном участке, и условий
осуществления этой деятельности.
2. Изменение ставок арендной платы в сторону их увеличения не
может иметь обратной силы.
3. Арендная плата за землю юридическими и физическими лицами
вносится поквартально равными долями не позднее 5 числа первого
месяца квартала, если договором не установлено иное.
4. Обязанность уплачивать арендную плату возникает у
арендаторов со дня, следующего за днем государственной регистрации
договора аренды земельного участка в установленном порядке.
5. Размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы
могут быть определены по результатам проведения торгов по продаже
права на заключение договоров аренды находящихся в собственности
города Москвы земельных участков. В этом случае начальный размер
арендной платы определяется по рыночным ставкам и исходя из
рыночной стоимости соответствующих земельных участков в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством об оценочной
деятельности.
6. Отсрочка (рассрочка) по уплате арендной платы
предоставляется на условиях и в порядке, установленным бюджетным
законодательством.
7. Если иное не предусмотрено договором, за каждый день
просрочки исполнения обязанности по уплате арендной платы
арендатор выплачивает пени в размере одной трехсотой действующей в
это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации от неуплаченной суммы арендной платы.
8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую арендатор не
мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или
суда были приостановлены платежные операции налогоплательщика в
банке или наложен арест на его имущество.
Статья 19. Плата за оформление правоустанавливающих документов
на земельные участки
1. Оформление правоустанавливающих документов на земельные
участки и изменений к ним, а также подготовка планов земельных
участков являются платными.
Размер указанной платы, порядок ее взимания и зачисления в
бюджет города Москвы устанавливаются Правительством Москвы.
2. Плата за оформление правоустанавливающих документов на
земельные участки не взимается:
а) при заключении договоров аренды или безвозмездного срочного
пользования земельными участками, которые ранее были предоставлены
в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение или
бессрочное (постоянное) пользование;
б) при оформлении права собственности граждан на земельные
участки, которые ранее были им предоставлены в установленном
порядке в пожизненное наследуемое владение или бессрочное
(постоянное) пользование;
в) при оформлении прав на земельные участки, занимаемые
государственными учреждениями города Москвы и муниципальными
учреждениями.
3. Финансирование работ, указанных в части 2 настоящей статьи,
выполняемых уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в
рамках реализации программ по проведению земельной реформы.
Глава 4. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЮ
И ЗАСТРОЙКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 20. Содержание градостроительных требований к
землепользованию и застройке
В соответствии с градостроительными требованиями
устанавливаются:
1) границы земельных участков;
2) виды разрешенного использования земельных участков, виды
разрешенного использования объектов капитального строительства;
3) границы действия публичных сервитутов;
4) места возможного размещения объектов капитального
строительства;
5) предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального
строительства;
6) предельные (максимальные) нагрузки на городские объекты
инженерной инфраструктуры;
7) иные требования и условия использования и застройки
земельных участков, устанавливаемые в соответствии с
законодательством.
Статья 21. Документы, являющиеся основой для установления
градостроительных требований к землепользованию и застройке
Основой для установления градостроительных требований к
землепользованию и застройке являются:
1) технические регламенты в области градостроительной
деятельности;
2) региональные нормативы градостроительного проектирования в
городе Москве;
3) Генеральный план города Москвы, другие виды документов
территориального планирования города Москвы, установленные
законодательством города Москвы о градостроительной деятельности;
4) проекты планировки территории, проекты межевания территории;
5) правила землепользования и застройки в городе Москве.
Статья 22. Градостроительный план земельного участка
1. Порядок подготовки и утверждения градостроительных планов
земельных участков устанавливается законами и иными нормативными
правовыми актами города Москвы в соответствии с Градостроительным
кодексом Российской Федерации.
2. Подготовка градостроительного плана земельного участка может
осуществляться:
1) в составе документа территориального планирования города
Москвы, проекта планировки территории, проекта межевания
территории, в котором определены границы и градостроительные
требования к использованию и застройке земельного участка,
необходимые для оформления градостроительного плана земельного
участка;
2) в виде отдельного документа, основой для подготовки которого
являются:
а) градостроительное обоснование размещения нового или
подлежащего реконструкции объекта капитального строительства
(проекта размещения нового или подлежащего реконструкции объекта
капитального строительства);
б) градостроительного обоснования границ и условий
использования земельного участка существующего объекта
капитального строительства;
3) в составе градостроительного обоснования (проекта) границ и
условий использования земельного участка существующего объекта
капитального строительства.
3. Наличие градостроительного плана земельного участка,
подготовленного в виде отдельного документа, является обязательным
при:
а) проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже, аренде
земельного участка;
б) получении разрешения на строительство или реконструкцию
существующих зданий, сооружений;
в) предоставлении земельных участков для целей строительства
или реконструкции существующих зданий, сооружений;
г) формировании земельных участков, занятых и необходимых для
использования многоквартирных домов;
д) в иных случаях, установленных законодательством.
Статья 23. Использование земельных участков, фактическое
состояние которых не соответствует градостроительным требованиям
1. В случаях когда фактическое состояние (использование)
земельного участка не соответствует градостроительным требованиям
и такое состояние (использование) земельного участка не
представляет собой опасности для жизни и здоровья человека,
окружающей среды, сохранения объектов культурного наследия,
градостроительный план земельного участка не устанавливает срока
приведения фактического состояния (использования) земельного
участка в соответствие с градостроительными требованиями.
2. В случаях когда фактическое состояние (использование)
земельного участка не соответствует градостроительным требованиям
и такое состояние (использование) земельного участка представляет
собой опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей
среды, объектов культурного наследия, градостроительный план
земельного участка устанавливает срок приведения фактического
состояния (использования) земельного участка в соответствие с
градостроительными требованиями. Нарушение указанного срока влечет
за собой ответственность, установленную федеральным
законодательством и законами города Москвы.
Статья 24. Изъятие земельных участков, находящихся в
собственности города Москвы, для государственных нужд
Для государственных нужд города Москвы земельные участки,
находящиеся в собственности города Москвы, изымаются в случаях,
установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также
для:
1) реализации государственных целевых программ города Москвы;
2) выполнения обязательств города Москвы по соглашениям и
договорам города Москвы;
3) застройки в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
Статья 25. Резервирование земель для государственных нужд
города Москвы
1. В городе Москве для государственных нужд города Москвы
резервируются земельные участки, свободные или освобождаемые от
обременений:
а) земельные участки общего пользования, занятые площадями,
улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными,
скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не
подлежащими приватизации;
б) территории, предназначенные для развития инженерной,
транспортной, социальной инфраструктуры города Москвы в
соответствии с Генеральным планом города Москвы, другой
градостроительной документацией;
в) территории, относящиеся к природному комплексу города
Москвы;
г) земельные участки, занятые государственными и муниципальными
унитарными предприятиями города Москвы, предназначенными к
ликвидации;
д) земельные участки, не занятые зданиями, строениями,
сооружениями, входящими в имущественные комплексы,
предназначенными для научной и промышленной деятельности,
находящиеся в промышленной зоне, для последующего строительства
предприятий науки и промышленности, в том числе для создания
производственных мощностей, аналогичных мощностям перебазируемых
предприятий;
е) земельные участки, на которых размещены объекты социальной
инфраструктуры города Москвы;
ж) иные земельные участки в городе Москве, в том числе изъятые
в установленном порядке для государственных нужд города Москвы,
необходимые для реализации государственных целевых программ города
Москвы, а также других мероприятий, являющихся городским
государственным заказом.
2. Решение о резервировании земель, земельных участков для
государственных нужд города Москвы принимается Правительством
Москвы и не может быть обусловлено последующей передачей этих
участков конкретным хозяйствующим субъектам или их объединениям.
3. Формирование земельных участков и определение территорий,
резервируемых для государственных нужд города Москвы,
осуществляются за счет средств бюджета города Москвы.
Глава 5. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 26. Цели и задачи охраны земель города Москвы
1. Охрана земель города Москвы как одного из важнейших
природных ресурсов и объектов окружающей природной среды, основы
осуществления хозяйственной и иных видов деятельности
осуществляется в соответствии с целями и задачами, установленными
земельным и природоохранным законодательством.
2. Использование земель города Москвы должно осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и
историко-культурного потенциала соответствующих территорий,
способность этих земель быть основой осуществления хозяйственной и
иных видов деятельности.
3. Целями охраны земель города Москвы являются:
а) обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
б) предотвращение загрязнения, захламления, нарушения земель,
других негативных (вредных) воздействий хозяйственной
деятельности;
в) предотвращение развития природных процессов, оказывающих
негативное воздействие на состояние земель (карстовые явления,
подтопление, оползневые явления);
г) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся
негативному (вредному) воздействию хозяйственной деятельности и
природных процессов;
д) обеспечение установленного режима использования земель особо
охраняемых территорий города Москвы;
е) предотвращение загрязнения окружающей среды в результате
ведения хозяйственной и иной деятельности на земельных участках.
Статья 27. Обязанности собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков по охране земель города Москвы
Собственники земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:
а) проводить мероприятия, в том числе с привлечением
специализированных организаций, по предотвращению и ликвидации
радиоактивного и химического загрязнения, захламления земельных
участков, другого негативного воздействия хозяйственной
деятельности;
б) проводить мероприятия по предотвращению порчи земель и
развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на
состояние земельных участков;
в) обеспечивать установленный режим использования земель особо
охраняемых территорий города Москвы;
г) осуществлять другие мероприятия по охране земель,
предусмотренные федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
Статья 28. Мероприятия по охране земель города Москвы
В целях охраны земель города Москвы разрабатываются,
утверждаются и реализуются за счет средств бюджета города Москвы
государственные городские целевые программы охраны отдельных видов
земель города Москвы, в том числе земель особо охраняемых
территорий города Москвы, предусматривающие общегородские
мероприятия по предотвращению и ликвидации радиоактивного и
химического загрязнения земель, другого негативного воздействия
хозяйственной деятельности на земли города Москвы, предотвращению
воздействия на земли города Москвы негативных природных процессов,
мероприятия, направленные на поддержание в надлежащем состоянии и
сохранение земель особо охраняемых территорий города Москвы,
другие мероприятия по охране земель города Москвы.
Глава 6. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ ГОРОДА
МОСКВЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО
ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 29. Осуществление контроля за использованием и охраной
земель, соблюдением требований к землепользованию и застройке в
городе Москве
1. Контроль за использованием и охраной земель города Москвы
осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города
Москвы в соответствии с компетенцией, установленной настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы,
органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы,
органы территориального общественного самоуправления, общественные
организации (объединения), граждане.
2. Государственный земельный контроль осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
3. Контроль за соблюдением градостроительных требований к
землепользованию в городе Москве осуществляет уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы.
4. Основными задачами, выполняемыми органами контроля за
использованием и охраной земель, соблюдением градостроительных
требований к землепользованию в городе Москве, являются:
а) контроль за соблюдением требований и ограничений к
использованию земельных участков в городе Москве;
б) контроль за соблюдением сроков строительства на земельных
участках;
в) выявление оснований для принудительного прекращения прав на
земельный участок ввиду его ненадлежащего использования;
г) пресечение самовольного занятия земель в городе Москве;
д) пресечение захламления земельных участков;
е) выявление и пресечение фактов радиоактивного и химического
загрязнения, уничтожения плодородного слоя, порчи, других видов
негативного изменения качественного состояния земельных участков
по причине их ненадлежащего использования;
ж) обеспечение возмещения убытков, причиненных городу Москве в
результате противоправных действий землепользователей.
5. По факту выявленного административного правонарушения
должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти
города Москвы, осуществляющих контроль за использованием и охраной
земель города Москвы, составляют протокол об административном
правонарушении и выдают нарушителю обязательное для исполнения
предписание по устранению правонарушения.
Статья 30. Орган, уполномоченный рассматривать дела об
административных правонарушениях в области землепользования и
застройки в городе Москве
Дела об административных правонарушениях в области
землепользования и застройки в городе Москве рассматривает
административная комиссия по рассмотрению правонарушений в сфере
учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы.
Положение об административной комиссии и ее состав утверждает
Правительство Москвы.
Статья 31. Самовольное перемещение межевых знаков
Самовольное перемещение межевых знаков влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти
минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до
десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от пяти до
десяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 32. Воспрепятствование законному пользованию земельным
участком
Воспрепятствование законному пользованию земельным участком
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных
лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты
труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от
десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 33. Самовольное ограничение доступа на земельные участки
общего пользования
Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего
пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на
должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров
оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без
образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных
размеров оплаты труда.
Статья 34. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель
Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до
семи минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до
двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 35. Длительное неосвоение земельного участка
1. Неосвоение земельного участка более трех лет или в сроки,
установленные договором аренды земельного участка, находящегося в
пределах Камер-Коллежского вала, влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до
двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати
до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Неосвоение земельного участка более трех лет или в сроки,
установленные договором аренды земельного участка, кроме земель,
указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от десяти до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -
от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати
до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 36. Превышение сроков строительства
1. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками,
землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных
участков установленных сроков строительства на земельном участке,
находящемся в пределах Камер-Коллежского вала, влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до
двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати
до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками,
землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных
участков установленных сроков строительства на земельном участке,
кроме земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти
до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати
до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 37. Превышение сроков проектирования
Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками,
землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных
участков установленных сроков проектирования объектов влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти
до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на
предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати
до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 38. Захламление земельных участков
1. Захламление земельных участков, находящихся в пределах Камер-
Коллежского вала, влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров
оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот
минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без
образования юридического лица - от двадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда.
2. Захламление земельных участков, кроме земель, указанных в
части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров
оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот
минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без
образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных
размеров оплаты труда.
Статья 39. Действия, повлекшие за собой самовольное занятие
земель
Действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой
самовольное занятие земель, влекут наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от трех до десяти минимальных
размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования
юридического лица - от трех до десяти минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров
оплаты труда.
Глава 7. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.
Статья 41. Приведение правовых актов города Москвы в
соответствие с настоящим Законом и их применение
1. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 14 мая 2003
года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" и Закон
города Москвы от 14 апреля 2004 года N 24 "О внесении изменения и
дополнения в статьи 2 и 32 Закона города Москвы от 14 мая 2003
года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве".
2. Правовые акты органов исполнительной власти города Москвы,
органов местного самоуправления, их должностных лиц приводятся в
соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня
его вступления в силу.
3. Принятые до вступления в силу настоящего Закона правовые
акты города Москвы применяются в части, не противоречащей
настоящему Закону.
|