Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 06.12.1999 N 09-08/17803 О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


              УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                                 ПИСЬМО
                   от 6 декабря 1999 г. N 09-08/17803

                  О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ

      Управление Министерства   Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам по  г.  Москве  в  соответствии  с   письмом   Министерства
   Российской Федерации по налогам и сборам от 25.11.99 N 08-2-01/839
   по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и
   отчетности сообщает следующее.
      В связи с тем,  что в статье  11  части  1  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  в  понятие "индивидуальные предприниматели"
   наряду  с  предпринимателями  без  образования  юридического  лица
   включены также и частные нотариусы,  в налоговые органы обратились
   некоторые частные  нотариусы  с  заявлениями  о  выдаче  патентов,
   дающих  им  право  применения  упрощенной системы налогообложения,
   учета  и  отчетности,   предусмотренной   для   субъектов   малого
   предпринимательства Федеральным   законом  от  29.12.95  N  222-ФЗ
   "Об упрощенной системе налогообложения,  учета  и  отчетности  для
   субъектов малого предпринимательства".
      При этом,  как правило,  заявителями предлагается рассматривать
   нотариальную    деятельность    как   один   из   "прочих   видов"
   предпринимательской деятельности.
      Неправомерность подобных   требований   вытекает  из  положений
   целого ряда законодательных актов, о которых сказано ниже.
      Статьей 2     Гражданского     кодекса     установлено,     что
   предпринимательской является  самостоятельная,  осуществляемая  на
   свой  страх  и риск деятельность,  направленная на систематическое
   получение прибыли  от  пользования  имуществом,  продажи  товаров,
   выполнения работ или оказания услуг лицами,  зарегистрированными в
   качестве предпринимателей  без  образования  юридического  лица  в
   установленном законом порядке.
      Порядок регистрации  таких  лиц  определен  Законом  Российской
   Федерации от   07.12.91   N  2000-1  "О  регистрационном  сборе  с
   физических лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью, и
   порядке   их  регистрации",  в  статье  3  которого  указано,  что
   государственная регистрация физического лица,  изъявившего желание
   заниматься   предпринимательской   деятельностью,   осуществляется
   соответствующей администрацией  по  месту  постоянного  жительства
   этого лица.
      Статьей 3   Федерального   закона   от   14.06.95    N    88-ФЗ
   "О государственной    поддержке   малого   предпринимательства   в
   Российской Федерации"      физические      лица,      занимающиеся
   предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического
   лица,  отнесены к субъектам малого предпринимательства. При этом в
   статье  4  указывается,  что  субъект малого предпринимательства с
   момента подачи заявления установленного образца  регистрируется  и
   получает  соответствующий  статус в органах исполнительной власти,
   уполномоченных действующим законодательством.
      Кроме того,  преамбула Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ
   "Об упрощенной системе налогообложения,  учета  и  отчетности  для
   субъектов малого    предпринимательства"    гласит,   что   данный
   Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения
   упрощенной   системы   налогообложения,  учета  и  отчетности  для
   субъектов малого предпринимательства - юридических  лиц  (далее  -
   организации) и физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую
   деятельность  без   образования   юридического   лица   (далее   -
   индивидуальные предприниматели).
      При этом пунктом 3 статьи 1 установлено, что для индивидуальных
   предпринимателей,   в  частности,  применение  упрощенной  системы
   налогообложения,  учета  и  отчетности  означает   замену   уплаты
   установленного  законодательством Российской Федерации подоходного
   налога   с   доходов,    полученных    от    осуществляемой    ими
   предпринимательской  деятельности,  уплатой  стоимости  патента на
   занятие данным видом деятельности.  Годовая стоимость патента  для
   субъектов   малого  предпринимательства  устанавливается  решением
   органа государственной власти  субъекта  Российской  Федерации  по
   конкретным видам предпринимательской деятельности.
      В то же  время  статьей  1  Основ  законодательства  Российской
   Федерации о нотариате определено, что нотариальная деятельность не
   является предпринимательством  и  не  преследует  цели  извлечения
   прибыли.  Статьей 6 Основ предусмотрены ограничения в деятельности
   нотариуса, в соответствии с которыми нотариус не вправе заниматься
   самостоятельной  предпринимательской и никакой иной деятельностью,
   кроме нотариальной, научной и преподавательской.
      Следовательно, законодатель   не   рассматривает   нотариальную
   деятельность по сути своей как предпринимательскую,  проводя между
   ними четкий "водораздел".
      Кроме того,     принципиальные     отличия     имеются    между
   предпринимателями без образования  юридического  лица  и  частными
   нотариусами и в порядке соответствующего статуса.
      Так, если  предприниматель  получает  свой  статус  в  порядке,
   который  изложен выше,  и при этом в вышеуказанных законодательных
   актах не содержится каких-либо особых  условий  или  требований  к
   физическим      лицам,     изъявившим     желание     осуществлять
   предпринимательскую деятельность,  то для назначения на  должность
   нотариуса     гражданин    должен    соответствовать    критериям,
   установленным  статьей  2  Основ,  а  сама   должность   нотариуса
   учреждается   и   ликвидируется   органом   юстиции   совместно  с
   нотариальной палатой,  ими же определяется и количество должностей
   нотариусов в нотариальном округе (статья 12 Основ).
      Кроме того,  статьей  3  Основ  определено,  что   нотариальной
   деятельностью вправе заниматься  гражданин  Российской  Федерации,
   получивший  лицензию,  выдаваемую  уполномоченными  на то органами
   юстиции, на право этой деятельности.
      Таким образом,  для  того  чтобы  физическое  лицо  было вправе
   заниматься  нотариальной  деятельностью,   оно   должно   получить
   специальную  лицензию  и  быть наделенным полномочиями нотариуса в
   пределах  нотариального  округа,  в  который  оно   назначено   на
   должность. При  этом наделение нотариуса полномочиями производится
   на  основании  рекомендации  нотариальной   палаты   Министерством
   юстиции  Российской Федерации или по его поручению органом юстиции
   на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
      В то  же  время  предприниматель  без  образования юридического
   лица,  получивший свидетельство о  государственной  регистрации  и
   вставший  на  налоговый учет в качестве налогоплательщика,  вправе
   осуществлять разрешенные ему виды деятельности на всей  территории
   России,  а  также  и  за  ее  пределами в рамках,  предусмотренных
   соответствующими    международными    соглашениями.    При    этом
   законодательством  не ограничивается территориально и деятельность
   предпринимателя,  выбравшего  патент  и  применяющего   упрощенную
   систему налогообложения, учета и отчетности, чего нельзя сказать о
   частных нотариусах.
      Кроме того,  применение  упрощенной  системы   налогообложения,
   учета    и   отчетности   целесообразно   лишь   для   тех   видов
   предпринимательской   деятельности,   где   трудно    осуществлять
   полноценный   контроль  за  правильностью  ведения  учета  лицами,
   занимающимися деятельностью,  сложно подтвердить достоверность тех
   или  иных  документов  и  сведений  и,  соответственно,  проверить
   полноту     и     правильность     налогообложения      полученных
   налогоплательщиком доходов.
      Все вышеперечисленное    никоим    образом   не   относится   к
   нотариальной   деятельности,   где   размер   получаемых   частным
   нотариусом доходов всегда может быть подтвержден документально,  а
   упрощение  порядка  учета  совершенных  им  нотариальных  действий
   недопустимо  уже в силу того,  что эти действия должны совершаться
   строго     по     правилам,     установленным     соответствующими
   законодательными актами,  которыми определен и порядок регистрации
   всех совершенных нотариусом действий.
      Так, статьей  22 Основ определено,  что за выполнение действий,
   когда  для  них  законодательными  актами   Российской   Федерации
   предусмотрена    обязательная    нотариальная   форма,   нотариус,
   занимающийся  частной  практикой,  взимает   плату   по   тарифам,
   соответствующим размерам государственной пошлины,  предусмотренной
   за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной
   конторе.  В  других  случаях  тариф определяется соглашением между
   лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
      При этом  нотариальное  действие  признается совершенным только
   после уплаты государственной пошлины или  суммы  согласно  тарифу,
   что  исключает возможность неполучения нотариусом денежных средств
   за совершенные   им   нотариальные   действия,   в   отличие    от
   предпринимателя,  у которого риск неполучения или несвоевременного
   получения оплаты за выполненную работу,  оказанные им  услуги  или
   отпущенный без "предоплаты" товар исключен быть не может.
      Кроме того,  той же статьей Основ предусмотрено, что при выезде
   нотариуса  для  совершения  нотариального действия вне места своей
   работы заинтересованные физические и  юридические  лица  возмещают
   ему фактические транспортные расходы.
      Следовательно, рассматривать нотариальную деятельность как один
   из видов предпринимательской деятельности неправомерно,  в связи с
   чем неправомерно  и  применение  частными  нотариусами  льготы  по
   применению   ускоренной   амортизации   основных  производственных
   фондов, предусмотренной Федеральным законом от  14.06.95  N  88-ФЗ
   "О государственной    поддержке   малого   предпринимательства   в
   Российской Федерации".
      Как очевидно    из    вышеизложенного,    предприниматели   без
   образования юридического  лица  и  частные  нотариусы  -  это  две
   совершенно  различные  категории  налогоплательщиков  - физических
   лиц, которых объединяет,  во-первых, то, что свою деятельность они
   организуют  самостоятельно,  т.е.  индивидуально  (только  этим  и
   можно,  с нашей точки зрения,  объяснить  их  объединение  в  одно
   понятие "индивидуальных предпринимателей", использованное в статье
   11 части  1  Налогового  кодекса  РФ),  а   во-вторых,   то,   что
   налогообложение  доходов,  полученных  и теми и другими от занятия
   деятельностью, производится в порядке, предусмотренном разделом IV
   инструкции  Госналогслужбы  России от 29.06.95 N 35 "По применению
   Закона Российской Федерации  "О  подоходном  налоге  с  физических
   лиц".
      Кроме того, понятия и термины, определенные в статье 11 части 1
   Налогового кодекса Российской Федерации, носят обобщающий характер
   с целью удобства их использования (организации,  физические  лица,
   индивидуальные предприниматели и т.д.).

                                                          Заместитель
                                              руководителя Управления
                                             государственный советник
                                            налоговой службы II ранга
                                                        Л.Я. Сосихина



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz