Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 09.03.2000 N 12-3-02/365 О ПРИСВОЕНИИ ИНН ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                                ПИСЬМО
                   от 9 марта 2000 г. N 12-3-02/365

                   О ПРИСВОЕНИИ ИНН ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

      Управление организации  учета  налогоплательщиков  Министерства
   Российской Федерации по налогам и  сборам  (далее  -  МНС  России)
   рассмотрело   поступившее  в  наш  адрес 11.02.2000  обращение  от
   14.01.2000 N 04-52/11-29 и сообщает ответы на поставленные  в  нем
   вопросы.

      1. Вопрос: Налоговые органы Москвы и Московской области требуют
   от организаций (юридических лиц) организовать работу по присвоению
   идентификационных  номеров  налогоплательщиков  физическим  лицам,
   работающим  в этих организациях по трудовому договору (контракту).
   На  основании  каких  актов  федерального   законодательства   это
   делается?

      Ответ: Организация  работы  по   учету   налогоплательщиков   и
   присвоению им    идентификационных    номеров   налогоплательщиков
   (далее - ИНН)  осуществляется  налоговыми  органами  на  основании
   следующих норм законодательства Российской Федерации.
      Конституцией Российской   Федерации,    принятой    всенародным
   голосованием   12   декабря   1993  года  (далее  -  Конституция),
   установлено,  что органы государственной власти,  органы  местного
   самоуправления,   должностные  лица,  граждане  и  их  объединения
   обязаны соблюдать Конституцию и законы (пункт 2 статьи 15).
      Согласно статье  57  Конституции  каждый обязан платить законно
   установленные налоги и сборы.
      Законодательство Российской   Федерации   о  налогах  и  сборах
   состоит из Налогового кодекса  Российской  Федерации  (в  редакции
   Федеральных законов  от 09.07.99 N 154-ФЗ,  155-ФЗ и от 02.01.2000
   N 13-ФЗ)  (далее  -  НК  РФ)  и  принятых  в  соответствии  с  ним
   федеральных законов о налогах и сборах.
      Обязанности налоговых   органов    и    налогоплательщиков    -
   юридических и физических лиц при постановке их на учет в налоговых
   органах установлены в статьях 23, 32, 83, 84 НК РФ.
      Пунктом 1 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения
   налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на  учет
   в налоговых органах.
      Согласно пункту 7 статьи 84  НК  РФ  каждому  налогоплательщику
   присваивается  единый по всем видам налогов и сборов,  в том числе
   подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через  таможенную
   границу  Российской  Федерации,  и  на  всей территории Российской
   Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
      Порядок и  условия  присвоения,  применения,  а также изменения
   идентификационного    номера    налогоплательщика     определяются
   Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
      Соответствующий порядок и формы  документов,  используемые  при
   учете в налоговом органе юридических и физических лиц,  утверждены
   приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309  (зарегистрирован  в
   Минюсте России 22.12.98 N 1664) (далее - приказ N 309).
      Согласно установленному     порядку      ИНН      присваивается
   налогоплательщику -  физическому лицу при постановке его на учет в
   налоговом органе по месту жительства.  Присвоенный ИНН вносится  в
   выдаваемое  налогоплательщику свидетельство о постановке на учет в
   налоговом  органе  (далее   -   свидетельство),   форма   которого
   утверждена  этим же приказом.  Свидетельство оформляется на бланке
   строгой  отчетности  и  является  единственным  документом,  путем
   предъявления   которого   налогоплательщик  подтверждает  согласно
   законодательству перед третьими лицами факт постановки на  учет  в
   налоговом органе и присвоенный ИНН.
      Таким образом,  введение ИНН направлено на реализацию  контроля
   за  выполнением  гражданами  обязанности,  установленной  для  них
   статьей 57 Конституции,  в порядке, установленном нормами главы 14
   НК РФ.
      При проведении    налогового    контроля    налоговые    органы
   руководствуются   также   статьей  24  НК  РФ,  согласно   которой
   налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам
   доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды)
   налогов,  в том числе персонально по каждому налогоплательщику,  а
   также  представлять  в  налоговый  орган  по  месту  своего  учета
   документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
   исчисления, удержания и перечисления налогов.
      К налоговым агентам относятся,  в частности, указанные в Законе
   Российской  Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном  налоге с
   физических лиц" (с последующими  изменениями)  лица  (организации,
   индивидуальные  предприниматели  и  др.),  являющиеся  источниками
   выплаты доходов физическим лицам.
      Налоговый агент    несет    предусмотренную   законодательством
   ответственность  за  недостоверность  представленных  в  налоговый
   орган  сведений  о  доходах,  выплаченных  конкретному физическому
   лицу.
      Недостоверность указанных  сведений может возникать по причинам
   устаревания  ранее  полученных  предприятием  персональных  данных
   физического   лица   -   получателя  доходов  (замена  документов,
   изменение  имени,  адреса  места  жительства  и  т.п.)   и   легко
   устраняется  путем  применения  ИНН  физического  лица.  Выявление
   случаев  неточной  идентификации  физических  лиц  в  сведениях  о
   выплаченных им доходах осуществляется налоговыми органами согласно
   нормам главы  14  НК  РФ  в  ходе  проведения  налоговых  проверок
   источников выплаты доходов.
      Следовательно, налоговый агент непосредственно заинтересован  в
   применении  ИНН  физических  лиц  в  подаваемой  в налоговый орган
   налоговой отчетности.
      Кроме того,   налоговые   органы   руководствуются  положениями
   гражданского законодательства,  в том числе пунктом  1  статьи  11
   Федерального   закона   от   20.02.95   N  24-ФЗ  "Об  информации,
   информатизации и защите  информации"  (далее  -  Закон  N  24-ФЗ),
   согласно   которому  персональные  данные  относятся  к  категории
   конфиденциальной   информации.    Пунктом    3    данной    статьи
   предусмотрено,  что юридические и физические лица,  в соответствии
   со  своими  полномочиями  владеющие   информацией   о   гражданах,
   получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии
   с  законодательством  Российской  Федерации  за  нарушение  режима
   защиты, обработки и порядка использования этой информации.
      Именно в связи с этими нормами  законодательства  приказом  МНС
   России  от  19.07.99  N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению
   применения   идентификационных   номеров   налогоплательщиков    -
   физических  лиц  в  налоговой  отчетности"  (далее - приказ N 224)
   предусмотрена возможность применения в  налоговой  отчетности  ИНН
   физических лиц взамен их персональных данных.
      Следовательно, налоговый  агент  может  быть  заинтересован  не
   указывать  в  налоговой  отчетности персональные данные физических
   лиц,  если  есть  возможность  указать  их  ИНН.  Для  этого   ему
   необходимо  получить  сведения об ИНН физических лиц - получателей
   доходов.  Дополнительно необходимо отметить,  что налоговый  орган
   вправе   согласно   пункту   2  статьи  432  Гражданского  кодекса
   Российской Федерации (далее - ГК РФ) направить налоговому  агенту,
   используя    указанную    его    заинтересованность,   предложение
   распространить для оформления физическими  лицами  -  получателями
   доходов   бланки   заявления   физического   лица   о  выдаче  ему
   свидетельства о постановке на учет в  налоговом  органе  по  месту
   жительства и передать оформленные заявления в налоговый орган. При
   получении налоговым  органом  от  налогового  агента  согласия  на
   указанное  предложение  оно  считается  принятым.  Налоговый орган
   предоставляет налоговому агенту в требуемом  количестве  указанные
   бланки.  Налоговый  агент возвращает налоговому органу оформленные
   заявления.
      Таким образом,  налоговые  органы  не  вправе  требовать  и  не
   требуют от работодателей организовывать работу по  присвоению  ИНН
   физическим лицам, заключившим с ними трудовой договор (контракт).

      2. Вопрос:  На основании какого федерального  закона  налоговые
   органы  Москвы  и  Московской области требуют постановки на учет с
   присвоением ИНН всех без исключения физических лиц?

      Ответ: Если  физическое  лицо  осуществляет предпринимательскую
   деятельность  без  образования  юридического  лица  либо  является
   частным нотариусом,  частным охранником,  частным детективом,  оно
   согласно нормам статей 11, 83 НК РФ  обязано  подать  заявление  о
   постановке  на  учет в налоговом органе по месту жительства.  Если
   физическое лицо не осуществляет  предпринимательскую  деятельность
   либо  частную  практику  как  нотариус, или частный охранник,  или
   частный детектив,  то оно подлежит постановке  на  учет  только  в
   случае, если   в   налоговый   орган   поступила   информация   от
   регистрирующих органов,  поименованных в статье 85 Кодекса. В этих
   случаях   налоговый   орган   обязан   незамедлительно   уведомить
   физическое лицо о постановке его на учет.
      Таким образом,  налоговые  органы  не  вправе  требовать  и  не
   требуют постановки на учет с присвоением ИНН всех  без  исключения
   физических лиц.
      Вместе с тем следует отметить,  что необходимость получения ИНН
   физическим  лицом может возникнуть в связи с обязанностью подать в
   налоговые органы декларацию. Это обусловлено нормой, установленной
   пунктом 7 статьи 84 НК РФ,  требующей указывать ИНН в подаваемых в
   налоговый  орган  документах, и  установленной   законодательством
   ответственностью   за  недостоверность  сведений  в  подаваемых  в
   налоговые органы документах.
      Приказом N  309  предусмотрено также,  что физическое лицо,  не
   имеющее обязанности встать  на  учет  в  налоговом  органе,  может
   получить  ИНН  и  соответствующее свидетельство по желанию,  подав
   заявление по форме, установленной данным приказом.
      Пунктом 2  приказа N 224 руководителям Управлений МНС России по
   субъектам Российской Федерации поручено в течение 1999-2000  годов
   поэтапно  организовать  и  постоянно  контролировать осуществление
   подведомственными налоговыми органами  мероприятий  по  присвоению
   ИНН физическим лицам - получателям доходов,  доведению сведений об
   этом до соответствующих  источников  выплаты  доходов  и  контролю
   применения  ими  указанных ИНН в представляемой в налоговые органы
   налоговой отчетности.
      Согласно праву,  предоставленному  Управлениям  МНС  России  по
   субъектам Российской Федерации пунктом 8 приказа N 224, Управление
   МНС России   по   г.  Москве  своим  приказом  от  12.11.99  N  68
   "Об организации работы  по  присвоению  идентификационных  номеров
   налогоплательщиков физическим   лицам   -   получателям   доходов"
   (далее - приказ N 68) определило,  что  проведение  данной  работы
   подведомственными    налоговыми    органами   на   соответствующих
   территориях в первую очередь осуществляется через состоящие в  них
   на учете организации - источники выплаты доходов.
      Основания для проведения данной  работы  указаны  в  ответе  на
   первый вопрос.
      Заинтересованность физического   лица   в   подаче   указанного
   заявления   именно   через  источник  выплаты  доходов  состоит  в
   отсутствии необходимости  для  физического  лица  в  таком  случае
   посещать   налоговый   орган   с  целью  подачи  этого  заявления.
   Заинтересованность физического лица в получении ИНН состоит в том,
   что  при применении ИНН в налоговой отчетности взамен персональных
   данных будет обеспечиваться соблюдение прав и  свобод  человека  и
   гражданина,  установленных нормами пункта 3 статьи 17,  статей 23,
   24 Конституции  (то  есть  в  связи  с  осуществлением  налогового
   контроля  данного  лица не будут нарушаться права и свободы других
   лиц,  будут обеспечиваться конфиденциальность сведений о гражданах
   и   доступ   каждому   к  сведениям  о  себе,  а  также  не  будет
   ограничиваться свобода передвижения,  выбора  места  пребывания  и
   места жительства).

      3. Вопрос:  Каковы юридические последствия  отказа  физического
   лица   (не   являющегося   индивидуальным  предпринимателем  и  не
   подпадающего под действие статьи  85  НК  РФ)  подписать  (подать)
   заявление в налоговый орган о постановке его на учет?

      Ответ: Как  указано  в  ответах  на   предыдущие   вопросы,   в
   определенных случаях,  связанных  с  применением  ИНН  физического
   лица - получателя доходов, как для самих физических лиц, так и для
   источников  выплаты  им  доходов  может  наступать предусмотренная
   законодательством ответственность за  недостоверность  сведений  в
   подаваемых в налоговые органы документах.
      Никаких непосредственных   юридических    последствий    отказа
   физического лица - получателя доходов подписать (подать) заявление
   в налоговый орган о выдаче ему свидетельства о постановке на  учет
   в   налоговом   органе  действующим  законодательством  Российской
   Федерации  для  физических  лиц,  не  являющихся   индивидуальными
   предпринимателями, не предусмотрено.
      Однако такой отказ не ведет к фактической непостановке на  учет
   в  налоговом органе физических лиц,  не являющихся индивидуальными
   предпринимателями,  поскольку налоговые органы обязаны  на  основе
   имеющихся  сведений принимать меры к постановке налогоплательщиков
   на учет в налоговых органах.
      Основные направления  работы налоговых органов по постановке на
   учет физических лиц - получателей доходов,  не имеющих обязанности
   встать на учет и подать декларацию о доходах в налоговый орган,  и
   присвоению им ИНН установлены пунктом 5 упомянутого приказа N 224.
      На основе данных учета налогоплательщиков в целях осуществления
   налогового контроля МНС России и его органы на местах ведут Единый
   государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН).
      Получив налоговую  декларацию,  налоговый  орган  при  контроле
   указанных  в  ней  данных  вправе  проверить  достоверность ИНН по
   сведениям, включенным в ЕГРН.
      В случае,  если  физическое  лицо  получило  ранее  ИНН,  но не
   указало либо неправильно указало,  налоговый орган вправе  принять
   решение   о   привлечении  его  к  ответственности,  установленной
   законодательством.

      4. Вопрос:  Налоговые  органы  требуют,  чтобы  физические лица
   подали заявление о постановке на учет в налоговый орган  по  месту
   жительства.  Кем  будут  возмещены  расходы по проезду физического
   лица в налоговый орган и обратно?

      Ответ: Статьей  37  Конституции  за  каждым закреплено право на
   выбор рода деятельности.
      Согласно статье  34 Конституции каждый имеет право на свободное
   использование    своих    способностей     и     имущества     для
   предпринимательской  и  иной  не запрещенной законом экономической
   деятельности.
      Таким образом,   если   физическое   лицо   выбрало   себе  род
   деятельности  в  качестве  индивидуального  предпринимателя,   оно
   добровольно   приняло   на   себя   и  выполнение  соответствующих
   обязанностей по соблюдению законодательства Российской Федерации о
   налогах и сборах.
      Пунктом 3 статьи 83 НК РФ  на  индивидуального  предпринимателя
   возложена  обязанность  подать  заявление  о  постановке на учет в
   налоговый орган по месту жительства.
      Физические лица,     не     относящиеся     к    индивидуальным
   предпринимателям,  как указывалось выше, подают заявление о выдаче
   свидетельства  о  постановке  на  учет  в налоговый орган по месту
   жительства исключительно на основе свободного волеизъявления.  При
   этом  все без исключения физические лица добровольно берут на себя
   расходы по проезду в налоговый орган и обратно для  постановки  на
   учет.
      В случае,  если физическое лицо не состоит на учете в налоговом
   органе  либо  не может лично участвовать в необходимых процедурах,
   оно вправе в соответствии с положениями главы 4 НК РФ уполномочить
   на это участие другое лицо, в том числе источник выплаты доходов.
      Действующим законодательством  Российской  Федерации  в   общем
   случае  не предусмотрено возмещение расходов на проезд в налоговый
   орган и обратно для постановки на учет лицам, принявшим на себя их
   добровольно.

      5. Вопрос:  Обязан  ли  налоговый  орган   официально   вызвать
   физическое лицо для постановки на учет?

      Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ  налоговые
   органы    обязаны    вести    в    установленном    порядке   учет
   налогоплательщиков.
      При этом  законодательством  о  налогах  и сборах для налоговых
   органов не установлено обязанности вызывать  налогоплательщиков  с
   целью их постановки на учет.
      Вместе с тем налоговый орган с указанной целью вправе  согласно
   нормам  главы  28  ГК  РФ  предложить  налогоплательщику  посетить
   налоговый орган.

      6. Вопрос:  Обязана  ли  организация  оплатить время отсутствия
   физического лица на рабочем месте по причине  подачи  заявления  о
   постановке на учет в налоговый орган, в каком размере?
      Ответ: Как следует из ответа  на  четвертый  вопрос,  посещение
   налогоплательщиком налогового органа для подачи заявления о выдаче
   свидетельства о постановке на учет происходит добровольно.
      При этом   организация   обязана   оплатить   время  отсутствия
   физического лица на рабочем месте в том случае,  если она  приняла
   на  себя  такие  обязательства  по  договору  с  физическим лицом,
   заключенному  согласно  упомянутым   нормам   ГК   РФ.   От   этих
   обязательств зависит и размер оплаты.

                                                 Начальник Управления
                                 организации учета налогоплательщиков
                                                      Министерства РФ
                                                  по налогам и сборам
                                                          В. Казакова



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz