Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 23.02.2001 N 3-81/2001 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА МОСКВЫ ОТ 26.05.1994 N 252-РМ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 23 февраля 2001 года
                                   
                           Дело N 3-81/2001
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда в составе:
       председательствующего Е.,
       с участием прокурора Г.,
       при секретаре А.,
       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N  3-
   81/2001  по  иску Прокуратуры г. Москвы о признании  противоречащим
   федеральному законодательству распоряжения Мэра г. Москвы N  252-РМ
   от 26.05.94,
   
                              установила:
   
       Прокурор  г.  Москвы обратился в суд с заявлением  о  признании
   противоречащими федеральному законодательству пунктов  3.1,  3.1.1,
   3.2.3,  3.3.2  распоряжения Мэра Москвы от  26.05.94  N  252-РМ  "О
   дополнительных  мерах по защите граждан от противоправных  действий
   преступных   сообществ   при  приватизации   и   отчуждении   жилых
   помещений".
       Представитель Мэра города Москвы возражал против удовлетворения
   заявления.
       Судебная   коллегия,  выслушав  объяснения   сторон,   проверив
   материалы   дела,   с  учетом  заключения  прокурора,   полагавшего
   удовлетворить   заявление,   находит   заявление   обоснованным   и
   подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  силу  ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
   или  органа  местного самоуправления, а в случаях,  предусмотренных
   законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или  иным
   правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые  законом
   интересы  гражданина  или юридического лица,  могут  быть  признаны
   судом недействительными.
       Распоряжением  Мэра  г. Москвы N 252-РМ от  26.05.94  утвержден
   перечень   граждан,   требующих  защиты   городских   властей   при
   приватизации  и  отчуждении  ими жилой площади  (группа  риска),  к
   которым  отнесены одинокие и одиноко проживающие граждане (женщины,
   достигшие  55  лет,  мужчины  -  60  лет),  нетрудоспособные   лица
   (инвалиды  1  и  2 групп), граждане, не достигшие совершеннолетнего
   возраста и лица, признанные в судебном порядке недееспособными  или
   ограниченно дееспособными.
       Вышеуказанные  положения должны быть признаны недействительными
   и не порождающими правовых последствий по следующим основаниям.
       1. Пункт 3.1 распоряжения предусматривает, что регистрация прав
   на  недвижимое  имущество и сделок с ним производится Департаментом
   муниципального жилья Правительства Москвы.
       Данное  положение противоречит ст. 131 ГК РФ, согласно  которой
   право  собственности  и  другие вещные права  на  недвижимые  вещи,
   ограничения  этих  прав, их возникновение,  переход  и  прекращение
   подлежат   государственной  регистрации  в  едином  государственном
   реестре учреждениями юстиции.
       В  силу  ст.  8  Федерального закона от  30.11.94  N  52-ФЗ  "О
   введении  в  действие  части  первой Гражданского  кодекса  РФ"  до
   введения  в  действие  закона  о  регистрации  прав  на  недвижимое
   имущество   и   сделок   с  ним  применяется  действующий   порядок
   регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
       21  июля  1997  года  принят  Федеральный  закон  N  122-ФЗ  "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с ним". Данный Закон введен в действие с 31 января 1998 года.
       Согласно  ст.  9  п.  1 Федерального закона "О  государственной
   регистрации   прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок   с   ним"
   государственная регистрация прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с   ним   проводится   учреждением   юстиции   по   государственной
   регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
       В соответствии с п. 2 ст. 33 указанного Закона создание системы
   учреждений  юстиции по регистрации прав на недвижимое  имущество  и
   сделок  с  ним осуществляется субъектами РФ поэтапно  с  учетом  их
   условий и завершается к 1 января 2000 года.
       Таким  образом,  в  силу указанных норм  п.  3.1  оспариваемого
   положения   должен   быть   признан   противоречащим   федеральному
   законодательству,   недействительным  и  не  порождающим   правовых
   последствий с 1 января 2000 года.
       Пунктом  3.1.1  распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94  N  252-РМ
   Департаменту    муниципального   жилья    предписано    производить
   регистрацию договоров передачи квартир (комнат), а также  договоров
   по  отчуждению жилых помещений в случае невозможности  личной  явки
   граждан   для   подписания   заявления,   договора   передачи    по
   приватизации  жилья  и для регистрации договоров  отчуждения  жилой
   площади  по доверенностям с учетом мнения общественных комиссий,  в
   состав   которых   должны   быть  включены  представители   органов
   соцзащиты и окружного медицинского управления.
       В  соответствии  с п. 1 ст. 1 ГК РФ граждане (физические  лица)
   приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей  и  в
   своем   интересе.  Они  свободны  в  установлении  своих   прав   и
   обязанностей   на  основе  договора  и  в  определении   любых   не
   противоречащих   законодательству  условий   договора.   При   этом
   гражданские  права  могут  быть  ограничены  только  на   основании
   федерального закона.
       Согласно  ст.  18  ГК  РФ в содержание правоспособности  входит
   право  граждан на совершение любых сделок не противоречащих  закону
   и участие в обязательствах.
       В  силу основных положений гражданского законодательства сделки
   могут совершаться лично или через представителя. Согласно п. 4  ст.
   182  ГК  РФ  не допускается совершение через представителя  сделки,
   которая  по своему характеру может быть совершена только  лично,  а
   равно других сделок, указанных в законе.
       Из   положений  части  2  Гражданского  кодекса  РФ  сделки  по
   отчуждению жилых помещений могут совершаться через представителя.
       Гражданское  законодательство, а также Закон РФ от 04.07.91  "О
   приватизации  жилищного фонда в РФ" (с последующими  изменениями  и
   дополнениями)  не содержат положений, ограничивающих право  граждан
   на  свободное волеизъявление, в том числе тех из них,  кто  отнесен
   указанным  распоряжением  к  "группе риска",  мнением  общественных
   комиссий.
       Оспариваемое     распоряжение    по    существу    ограничивает
   правоспособность  и  дееспособность граждан, достигших  пенсионного
   возраста, нетрудоспособных граждан, что недопустимо в силу  ст.  22
   ГК   РФ,   согласно  которой  никто  не  может  быть  ограничен   в
   правоспособности  и  дееспособности  иначе,  как  в  случаях  и   в
   порядке,   установленных  законом,  а  также   ограничивает   права
   законных  представителей несовершеннолетних  и  лиц,  признанных  в
   судебном    порядке   недееспособными,   попечителей    ограниченно
   дееспособных.   Условием  для  совершения  сделок  с  недвижимостью
   законными  представителями несовершеннолетних и лиц,  признанных  в
   судебном    порядке   недееспособными,   попечителями   ограниченно
   дееспособных  является получение предварительного согласия  органов
   опеки и попечительства (п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ).
       Таким  образом,  п.  3.1.1  противоречит  вышеуказанным  нормам
   федерального  законодательства, т.к.  устанавливает  дополнительное
   ограничение  при совершении сделок с жильем лицами,  отнесенными  к
   "группе   риска",  должен  быть  признан  недействительным   и   не
   порождающим  правовых  последствий с момента издания  распоряжения,
   т.е. с 26 мая 1994 года.
       Пункт  3.2.3  предписывает Главному управлению  внутренних  дел
   Москвы  обеспечить  тщательное  рассмотрение  всех  поступающих  от
   граждан  заявлений  о  их  выписке за  пределы  города  в  связи  с
   отчуждением   ранее  занимаемой  жилой  площади,   приостанавливать
   выписку  таких  граждан  без  предоставления  ими  соответствующего
   разрешения на прописку по новому месту жительства.
       Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве  граждан
   РФ  на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства  в
   пределах  РФ"  гражданин  РФ имеет право на  свободу  передвижения,
   выбор  места  пребывания  и жительства в пределах  РФ.  Ограничение
   данного права допускается только на основании закона.
       В  соответствии  со  ст. 3 данного Закона граждане  РФ  обязаны
   регистрироваться  по  месту пребывания  и  по  месту  жительства  в
   пределах  РФ. При этом регистрация или отсутствие таковой не  могут
   служить  основанием  ограничения или  условием  реализации  прав  и
   свобод,    предусмотренных   Конституцией    РФ,    законами    РФ,
   Конституциями и законами республик в составе РФ.
       Статья 8 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения,
   выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах  РФ"  содержит
   исчерпывающий  перечень  оснований  ограничения  прав  граждан   РФ
   выбирать место пребывания и жительства.
       Кроме того, ни указанный Закон, ни Правила регистрации и снятия
   граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по  месту
   жительства    в    пределах    РФ,   утвержденные    постановлением
   Правительства РФ от 17.07.95 N 713, не содержат такого понятия  как
   "приостановление" регистрации.
       Из оспариваемого пункта распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94  N
   252-РМ  следует, что выписка граждан не может быть произведена  без
   разрешения  на  прописку  по  новому  месту  жительства.  Однако  в
   соответствии  со  ст. 7 Закона РФ "О праве граждан  РФ  на  свободу
   передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"  и
   п.  31  Правил  регистрации и снятия граждан РФ с  регистрационного
   учета  по  месту  пребывания и по месту жительства  в  пределах  РФ
   снятие  граждан  с регистрационного учета в случае изменения  места
   жительства граждан производится органами регистрационного учета  на
   основании  заявления  гражданина  о  регистрации  по  новому  месту
   жительства. При этом указанные органы не разрешают, как следует  из
   пункта   3.2.3   распоряжения,  а  в  любом   случае   регистрируют
   гражданина  по новому месту жительства, т.к. согласно постановлению
   Конституционного  Суда  РФ от 02.02.98 N 4-П  регистрация  является
   лишь  предусмотренным федеральным законом способом учета граждан  в
   пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер.
       Следует также отметить, что правовой институт, как "прописка" и
   "выписка", в настоящее время не применяется.
       Таким   образом  п.  3.2.5;3  следует  признать  противоречащим
   федеральному  законодательству, недействительным и  не  порождающим
   правовых  последствий со дня издания распоряжения, т.е.  с  26  мая
   1994 года.
       Пункт  3.3.2  обязывает Управление юстиции Москвы и  Московскую
   городскую  нотариальную  палату обеспечивать  удостоверение  сделок
   при    отчуждении    жилых   помещений,   затрагивающих    интересы
   несовершеннолетних и граждан, отнесенных к "группе риска" только  с
   согласия   органов  опеки  и  попечительства,   а   также   органов
   соцзащиты. Таким образом, данное положение предусматривает  наличие
   согласия  органов  опеки и попечительства и соцзащиты  дееспособных
   одиноких и одиноко проживающих граждан (женщин, достигших  55  лет,
   мужчин  -  60 лет) и нетрудоспособных лиц (инвалидов 1 и 2  групп),
   тем  самым ограничивая указанных граждан в право- и дееспособности,
   что противоречит ст. 22 ГК РФ аналогичная норма содержалась и в  ГК
   РСФСР 1964 г. - ст. 12).
       Следовательно,  данный пункт оспариваемого распоряжения  должен
   быть    признан   противоречащим   федеральному   законодательству,
   недействительным и не порождающим правовых последствий со  дня  его
   издания, т.е. с 26 мая 1994 года.
       Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
   
                                решила:
   
       Заявление   Прокурора  г.  Москвы  о  признании  противоречащим
   федеральному законодательству распоряжения Мэра г. Москвы N  252-РМ
   от 26.05.94 - удовлетворить.
       Признать    противоречащими   федеральному    законодательству,
   недействительным и не порождающим правовых последствий с  1  января
   2000  года п. 3.1 распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ  "О
   дополнительных  мерах по защите граждан от противоправных  действий
   преступных   сообществ   при  приватизации   и   отчуждении   жилых
   помещений".
       Признать    противоречащими   федеральному    законодательству,
   недействительными и не порождающими правовых последствий с  26  мая
   1994  года  пункты 3.1.1, 3.2.3, 3.3.2 распоряжения Мэра Москвы  от
   26.05.94  N  252-РМ  "О дополнительных мерах по защите  граждан  от
   противоправных  действий преступных сообществ  при  приватизации  и
   отчуждении жилых помещений".
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz