УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 24 мая 2001 г. N 04-11/22719
1. Статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах" (с изменениями и дополнениями от
27.12.2000 и 24.03.2001) предусмотрено, что часть вторая
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о
налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По
правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй
Кодекса, часть вторая применяется к тем правам и обязанностям,
которые возникнут после введения ее в действие.
Правопорядок налогообложения в отношении заемных средств,
установленный частью второй Кодекса, применяется при определении
материальной выгоды за пользование заемными средствами после 1
января 2001 г. независимо от того, заключен ли указанный договор
займа до или после 1 января 2001 г. Следовательно, действие главы
24 Кодекса с 01.01.2001 распространяется на невозвращенную на эту
дату часть кредита, полученного сотрудниками банка до 1997 г. и
после января 1997 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса при определении
налоговой базы для исчисления единого социального налога
учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм,
указанных в статье 238 Кодекса), начисленные работодателями
работникам в денежной или натуральной форме или полученные
работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Согласно пункту 4 статьи 237 Кодекса материальная выгода в
виде экономии на процентах при получении работником от
работодателя заемных средств на льготных условиях должна
включаться в налоговую базу для расчета единого социального
налога. Кодекс не устанавливает ограничения в исчислении
материальной выгоды в зависимости от срока заключения договора на
выдачу кредита, и она должна определяться по правилам,
предусмотренным пунктом 2 статьи 212 Кодекса.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 243 Кодекса, а также
пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.02.94 N 101, и пунктом 2.1 Инструкции о порядке
расходования средств Фонда социального страхования Российской
Федерации, утвержденной Фондом по согласованию с Минтрудом России
и Минфином России (постановление Фонда от 09.02.2001 N 11),
работодателями может осуществляться оплата путевок на санаторно -
курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Суммы оплаты путевок в пределах нормативов, установленных
Фондом социального страхования Российской Федерации, возмещаются
из средств Фонда, так как обеспечение путевками на санаторно -
курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей
является одной из целей государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации предоставляет
работодателям путевки с полной или частичной оплатой их стоимости.
Затраты на часть стоимости путевки в пределах нормативов,
установленных Фондом, несет работодатель, а часть стоимости
путевки свыше нормативов оплачивает физическое лицо.
Возможна ситуация, когда работодатель несет затраты и по суммам
оплаты части стоимости путевки сверх нормативов, тогда такие
затраты Фондом не возмещаются, а погашаются за счет собственных
средств организации.
Затраты по оплате нормативной стоимости путевки у работодателя
считаются расходами на цели государственного социального
страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом
налогообложения для налогоплательщиков, являющихся работодателями,
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
работодателями в пользу своих работников по всем основаниям.
Следовательно, сумму стоимости путевки, предоставленной Фондом
социального страхования, в пределах нормативной величины, а также
сумму собственных средств предприятия, направленную на оплату
сверхнормативной части стоимости путевки, можно признать объектом
налогообложения. Та часть стоимости путевки, которая оплачивается
работником, вносится им в кассу организации и перечисляется
(возвращается) ею на счета Фонда, объектом налогообложения не
является.
Суммы, израсходованные работодателем, в части оплаты
нормативной стоимости санаторно - курортных путевок не подлежат
налогообложению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 238
Кодекса как один из видов установленных законодательством
Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления государственных пособий. Такие расходы
работодателя подлежат возмещению за счет средств Фонда
социального страхования.
Та сумма собственных средств предприятия, которая была
направлена на оплату сверхнормативной стоимости путевки работника,
будет подлежать налогообложению, так как является для работника
материальной выгодой, полученной им за счет оплаты (полностью или
частично) работодателем приобретаемых для него и (или) членов его
семьи товаров (работ, услуг) или прав.
На основании пункта 2 статьи 243 сумма налога, уплачиваемая в
составе налога в Фонд социального страхования Российской
Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму
произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного
социального страхования, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, сумма стоимости путевки, предоставленной Фондом
социального страхования в пределах нормативной величины,
участвует в формировании объекта налогообложения (находит свое
отражение в строках 100, 110 расчета по авансовым платежам),
сумм, не подлежащих налогообложению (строки 200, 210 расчета), и
расходов, произведенных на цели государственного социального
страхования (строки 600, 605 расчета, а также в графе 17
"Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных
вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального
налога (взноса)").
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|