ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПРЕМЬЕР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2001 г. N 708-РП
О СИСТЕМЕ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ
ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН
В целях реализации Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О
радиационной безопасности населения", в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N
718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан" и постановлением
Правительства Москвы от 28.11.2000 N 945 "О мерах по повышению
радиационной безопасности населения г. Москвы":
1. Утвердить Систему учета и регистрации индивидуальных доз
облучения граждан г. Москвы (приложение 1) и Порядок учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы
(приложение 2).
2. Установить, что Система учета и регистрации индивидуальных
доз облучения граждан г. Москвы является составной частью единой
Государственной системы контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан Российской Федерации.
3. Московскому государственному предприятию "Объединенный
эколого - технологический и научно - исследовательский центр по
обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды"
(МосНПО "Радон") осуществлять обобщение, обработку и учет
информации об индивидуальных дозах облучения граждан г. Москвы от
различных источников облучения.
4. Центру государственного санитарно - эпидемиологического
надзора в г. Москве, Главному управлению по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы, Комитету
здравоохранения Москвы, Головному центру государственного
санитарно - эпидемиологического надзора Федерального управления
"Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения Российской Федерации
и др. организациям, занимающимся сбором и систематизацией сведений
о дозах облучения населения (в том числе персонала), направлять
информацию в МосНПО "Радон" в соответствии с утвержденными
годовыми формами федерального государственного статистического
наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан
(постановление Государственного комитета Российской Федерации по
статистике от 07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм
федерального государственного наблюдения за индивидуальными дозами
облучения граждан", приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 19.03.2001 N 73 "О ведении государственного
статистического наблюдения за дозами облучения пациентов").
5. Центру государственного санитарно - эпидемиологического
надзора в г. Москве осуществлять контроль за организацией учета и
регистрации индивидуальных доз облучения населения.
6. Организациям, указанным в п. 4, представлять информацию об
индивидуальных дозах облучения населения в федеральные банки
данных, предусмотренные в Положении о единой Государственной
системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
7. На основании обобщения и анализа данных полученной
информации МосНПО "Радон" по согласованию с Центром
государственного санитарно - эпидемиологического надзора в г.
Москве, Головным центром государственного санитарно -
эпидемиологического надзора Федерального управления
"Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения Российской Федерации
ежегодно представлять в Правительство Москвы для ознакомления
"Заключение об уровнях индивидуальных доз облучения граждан
г. Москвы" и необходимые рекомендации.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 г. N 708-РП
СИСТЕМА УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН Г. МОСКВЫ
1. Общие положения
1.1. Система учета и регистрации индивидуальных доз облучения
граждан (далее - Система) содержит описание принципов ее создания
и функционирования, видов индивидуальных доз облучения граждан,
подлежащих контролю и учету, регламентирует порядок осуществления
контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
1.2. Система является составной частью единой Государственной
системы контроля индивидуальных доз облучения граждан.
2. Основные цели и задачи
2.1. Основными целями создания системы учета и регистрации доз
облучения граждан являются:
- оценка воздействия радиационного фактора на население;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан;
- анализ индивидуальных и коллективных доз облучения,
получаемых отдельными группами населения от всех видов источников
ионизирующего излучения;
- учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов;
- прогнозирование развития радиационной обстановки и
медицинских последствий облучения населения;
- информационная поддержка органов исполнительной власти в
принятии решений, направленных на обеспечение радиационной
безопасности в связи с изменением радиационной обстановки, включая
меры по снижению уровней облучения населения;
- ознакомление общественности с достоверной информацией о
дозах облучения граждан.
2.2. Основными задачами являются:
- организация и проведение контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан от всех источников излучения, подлежащих учету
согласно Нормам радиационной безопасности;
- организация и контроль соблюдения методических,
метрологических и технических требований к контролю индивидуальных
доз облучения граждан;
- сопряжение контроля индивидуальных доз облучения граждан с
контролем радиационной обстановки;
- ведение учета индивидуальных доз облучения граждан на базе
единых форм федерального государственного статистического учета;
- ведение баз данных индивидуальных (или среднегрупповых) доз
облучения граждан от воздействия различных источников
ионизирующего излучения;
- предоставление официальной информации об индивидуальных дозах
облучения граждан в органы исполнительной власти и по запросам
общественных и других организаций.
3. Контролируемые виды облучения и объекты контроля
3.1. Контролю и учету подлежат:
- индивидуальные дозы облучения, получаемые гражданами при
воздействии различных источников ионизирующего излучения и
проведении медицинских рентгенорадиологических процедур;
- индивидуальные дозы облучения, обусловленные естественным
радиационным и техногенно измененным радиационным фоном.
На основании требований Норм радиационной безопасности контролю
подлежат уровни облучения:
- персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации
техногенных источников ионизирующего излучения;
- населения природными источниками ионизирующего излучения;
- персонала и населения в результате радиационной аварии;
- населения при проведении медицинских рентгенорадиологических
процедур.
3.2. Объектом контроля и учета в зависимости от вида и условий
облучения могут быть индивидуальные дозы облучения отдельных
граждан, а также среднегрупповые дозы граждан, имеющих сходные
условия облучения, близкие производственные и (или)
территориальные условия.
3.3. Для определения индивидуальных доз облучения используются:
- прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров;
- расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе
данных контроля радиационной обстановки, а также полученных с
помощью фантомов и счетчиков излучения человека;
- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по
биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в облученном
организме;
- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по
радиационным эффектам в различных материалах.
3.4. Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан
проводится на основе единого нормативного, методического,
метрологического и информационного обеспечения.
3.5. Применимость данных контроля радиационной обстановки для
использования в Системе обеспечивается выработкой унифицированных
требований к объему, методам и средствам контроля.
3.6. По мере развития Системы расчеты индивидуальной дозы
облучения граждан на основе данных контроля радиационной
обстановки постепенно автоматизируются с использованием
методического и программного обеспечения единой Государственной
системы контроля индивидуальных доз.
4. Организационная структура системы
4.1. МосНПО "Радон" осуществляет обобщение и обработку
информации об индивидуальных дозах облучения граждан г. Москвы от
различных источников излучения.
4.2. Центр государственного санитарно - эпидемиологического
надзора в г. Москве осуществляет надзор за ведением учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан.
4.3. Центр государственного санитарно - эпидемиологического
надзора (ЦГСЭН) в г. Москве, Главное управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГО и ЧС)
г. Москвы, Комитет здравоохранения Москвы (Научно - практический
центр медицинской радиологии), Головной центр государственного
санитарно - эпидемиологического надзора (ГЦГСЭН) Федерального
управления "Медбиоэкстрем" Минздрава Российской Федерации и др.
организации, занимающиеся сбором и систематизацией сведений о
дозах облучения населения (в том числе персонала) представляют
информацию в МосНПО "Радон" в соответствии с утвержденными
годовыми формами федерального государственного статистического
наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан.
4.4. Сбор первичного материала и ведение баз данных
осуществляют организации, перечисленные в п. 4.3. Организации -
участники имеют доступ к указанным базам данных на взаимной
основе. Ежегодно в установленном порядке они представляют
информацию об индивидуальных дозах облучения граждан г. Москвы в
федеральные банки данных, предусмотренные в Положении о единой
Государственной системе контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан:
- в федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения
граждан, создаваемого естественным радиационным и техногенно
измененным радиационным фоном, а также дозам облучения граждан при
проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
информацию представляют ЦГСЭН в г. Москве, МосНПО "Радон", Научно
- практический центр медицинской радиологии Комитета
здравоохранения Москвы;
- в федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения
персонала организаций, подконтрольных Федеральному управлению
"Медбиоэкстрем", информацию представляет ГЦГСЭН Федерального
управления "Медбиоэкстрем";
- в федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения
персонала организаций информацию представляет ЦГСЭН в г. Москве;
- в федеральную базу данных Российского государственного медико
- дозиметрического регистра по индивидуальным дозам облучения
граждан, получаемым при радиационных авариях, и обобщенным данным
облучения населения от различных источников информацию
представляют ГУ ГО и ЧС г. Москвы, МосНПО "Радон", ЦГСЭН в г.
Москве, Научно - практический центр медицинской радиологии
Комитета здравоохранения Москвы.
4.5. МосНПО "Радон" использует информацию об индивидуальных
дозах облучения граждан при оформлении радиационно -
гигиенического паспорта территории г. Москвы.
5. Порядок формирования системы
5.1. Реализация системы учета и регистрации индивидуальных доз
облучения граждан г. Москвы осуществляется в два этапа. На первом
этапе (2001 г.) обеспечивается решение организационных и
методических вопросов в реализации системы учета индивидуальных
доз облучения граждан на базе существующих в настоящее время форм
контроля.
5.2. На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществляется
методическое и техническое обеспечение системы контроля
индивидуальных доз облучения граждан с учетом ее специфики.
Приложение 2
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 г. N 708-РП
ПОРЯДОК
УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ
ГРАЖДАН Г. МОСКВЫ
1. В формировании баз данных по индивидуальным дозам облучения
граждан, в том числе персонала, принимают участие:
- МосНПО "Радон";
- Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в г. Москве;
- Главное управление по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям г. Москвы;
- Головной центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора Федерального управления
"Медбиоэкстрем" Минздрава РФ;
- Комитет здравоохранения Москвы (Научно - практический центр
медицинской радиологии).
2. Информацию об индивидуальных дозах облучения граждан
организации представляют в соответствии с таблицей:
----T------------------------------T---------------------------¬
¦N ¦Представляемые материалы ¦Организация, ответственная ¦
¦п/п¦ ¦за представление данных ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦1. ¦Данные по индивидуальным дозам¦ЦГСЭН в г. Москве ¦
¦ ¦облучения граждан ¦МосНПО "Радон" ¦
¦ ¦от естественных и техногенных ¦ ¦
¦ ¦радионуклидов ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦2. ¦Данные по индивидуальным дозам¦ЦГСЭН в г. Москве ¦
¦ ¦облучения граждан ¦ ¦
¦ ¦от содержания радионуклидов ¦ ¦
¦ ¦в воде и пищевых продуктах ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦3. ¦Данные по индивидуальным дозам¦ЦГСЭН в г. Москве ¦
¦ ¦облучения граждан ¦ ¦
¦ ¦от содержания радионуклидов ¦ ¦
¦ ¦в строительных материалах ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦4. ¦Данные по индивидуальным дозам¦МосНПО "Радон" ¦
¦ ¦облучения граждан от аварийных¦ ¦
¦ ¦загрязнений территории ¦ ¦
¦ ¦г. Москвы ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦5. ¦Данные по индивидуальным дозам¦НПЦ медицинской радиологии ¦
¦ ¦облучения персонала и граждан ¦ ¦
¦ ¦при рентгенорадиологических ¦ ¦
¦ ¦исследованиях ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦6. ¦Данные по индивидуальным дозам¦ГЦГСЭН "Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦облучения персонала ¦ ¦
¦ ¦радиационно опасных ¦ ¦
¦ ¦и ядерно опасных объектов ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦7. ¦Данные по индивидуальным дозам¦ГУ ГО и ЧС г. Москвы, ¦
¦ ¦облучения персонала и граждан ¦МосНПО "Радон" ¦
¦ ¦при чрезвычайных ситуациях ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦8. ¦Средние и среднегрупповые ¦ЦГСЭН в г. Москве, ¦
¦ ¦данные по индивидуальной ¦НПЦ медицинской радиологии,¦
¦ ¦и коллективной дозам облучения¦ГЦГСЭН "Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦персонала ¦ ¦
+---+------------------------------+---------------------------+
¦9. ¦Средние и среднегрупповые ¦ЦГСЭН в г. Москве, ¦
¦ ¦данные по индивидуальной ¦НПЦ медицинской радиологии,¦
¦ ¦и коллективной дозам облучения¦МосНПО "Радон", ¦
¦ ¦населения ¦ГУ ГО и ЧС г. Москвы ¦
L---+------------------------------+----------------------------
3. Первичные материалы представляются в соответствии с годовыми
формами федерального государственного статистического наблюдения:
- N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в
условиях нормальной эксплуатации техногенных источников
ионизирующих излучений";
- N 2-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в
условиях радиационной аварии или планируемого повышенного
облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному
облучению";
- N 3-ДОЗ "Сведения о дозах облучения пациентов при проведении
медицинских рентгенорадиологических исследований".
|