Вопрос: Я купил в ООО "Р." компьютер, который в течение
гарантийного срока несколько раз выходил из строя. Гарантийный
талон был выдан продавцом на техническое обслуживание в течение 1
года. Я обращался в гарантийную мастерскую с требованием устранить
выявленные недостатки компьютера. После очередной поломки я
потребовал расторжения договора купли - продажи и возврата денег.
Мастерская отказалась рассмотреть это требование, сославшись на
то, что согласно условиям гарантии потребитель может потребовать
только устранения недостатков. Могу ли я настаивать на своем
требовании, так как не уверен в том, что не случится очередной
поломки?
Ответ: Отношения, вытекающие из договора розничной купли -
продажи, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации
(далее - ГК РФ) и Законом РФ "О защите прав потребителей" (далее -
Закон).
В соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона
потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если
иное не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору
предъявить любое требование к продавцу из предусмотренных в данных
статьях. Требования о замене товара или расторжении договора купли
- продажи предъявляются к продавцу или организации, выполняющей
функции продавца на основании договора с ним. При этом потребитель
вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных
ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Согласно ст. 22 Закона требование о расторжении договора купли
- продажи и возврате уплаченной за товар суммы должно быть
удовлетворено в течение десяти дней со дня предъявления его
потребителем. За несоблюдение этих сроков продавец (изготовитель)
уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в
размере одного процента от цены товара. Цена товара определяется
исходя из цены, существующей на день добровольного удовлетворения
такого требования или на день вынесения судебного решения (ст. 23
Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона недостатки, обнаруженные в
товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом)
незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не
определен соглашением сторон в письменной форме. При этом такое
соглашение сторон может быть заключено только при предъявлении
потребителем соответствующего требования. Следовательно, включение
в гарантийный талон условия о сроке устранения недостатков
является неправомерным.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона в случае обнаружения
потребителем недостатков в товаре и предъявления требования о
замене такого товара данное требование должно быть удовлетворено
продавцом (изготовителем) в семидневный срок со дня предъявления
требования. При необходимости дополнительной проверки качества
товара продавцом (изготовителем) требование о замене должно быть
удовлетворено в течение двадцати дней со дня предъявления
указанного требования. При отсутствии у продавца (изготовителя)
необходимого для замены товара на день предъявления требования о
замене продавец (изготовитель) должен заменить такой товар в
течение месяца со дня предъявления указанного требования.
Требование о расторжении договора купли - продажи не связано с
количеством ремонтов, произведенных в течение гарантийного срока,
и может быть предъявлено сразу после обнаружения недостатков в
товаре.
Согласовано
Заместитель руководителя
ТУ ММО МАП России
О.Б. Одинцова
|