Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.03.2002 N 3-193/2002 ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 05.07.1995 N 13-47 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                         от 15 марта 2002 года
                                   
                           Дело N 3-193/2002
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда,  рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  N
   3-193/2002 по заявлению районной управы Пресненского района  города
   Москвы  о признании противоречащим федеральному законодательству  и
   не  подлежащим применению Закона города Москвы от 12.04.2000 N 6 "О
   внесении  изменений в Закон города Москвы от 05.07.1995 N 13-47  "О
   территориальном  делении города Москвы" в части  изменения  границы
   Пресненского района,
   
                              установила:
   
       12.04.2000 Московской городской Думой был принят Закон N  6  "О
   внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N  13-
   47  "О  территориальном  делении города  Москвы",  которым  внесены
   изменения в статью 4 Закона города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-
   47  "О  территориальном делении города Москвы" (в редакции  Законов
   города Москвы от 16 июля 1997 года N 32, от 9 сентября 1998 года  N
   20  и  от  12 июля 1999 года N 30) в части описания границ  районов
   Пресненский, Дорогомилово и Филевский парк.
       Глава управы Пресненского района г. Москвы К. обратился в суд с
   заявлением      о     признании     противоречащим     федеральному
   законодательству  и  не  подлежащим  применению  указанного  Закона
   города   Москвы  от  12.04.2000  N  6  в  части  описания   границы
   Пресненского  района.  В  обоснование  своих  требований  заявитель
   ссылается  на  то,  что данный Закон изменяет границы  Пресненского
   района  города  Москвы и существенно уменьшает  его  территорию.  В
   соответствии  с  п.  2  ст. 131 Конституции  Российской  Федерации,
   изменение  границ  территорий,  в  которых  осуществляется  местное
   самоуправление,    допускается   с    учетом    мнения    населения
   соответствующих  территорий. Согласно  ч.  2  ст.  13  Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления  в
   Российской  Федерации", изменение границ муниципального образования
   не   допускается   без   учета  мнения  населения   соответствующих
   территорий.      Законодательные     (представительные)      органы
   государственной     власти    субъектов    Российской     Федерации
   устанавливают законом гарантии учета мнения населения  при  решении
   вопросов  изменения  границ территорий,  в  которых  осуществляется
   местное самоуправление.
       Мероприятия,    позволяющие   выявить    отношение    населения
   Пресненского  района  к предстоящему изменению границ  Пресненского
   района города Москвы, органами государственной власти г. Москвы  не
   проводились.
       Пресненский   район  города  Москвы  является   внутригородским
   муниципальным  образованием.  В соответствии  с  решением  судебной
   коллегии  по  гражданским  делам  Московского  городского  суда  от
   26.12.2000  (прилагается), федеральное законодательство  о  местном
   самоуправлении  на  территории города Москвы действует  без  каких-
   либо  ограничений,  нормы  Устава города  Москвы,  законов  и  иных
   нормативных  актов, противоречащие федеральным законам,  применению
   не подлежат.
       В  судебном  заседании представитель заявителя  поддержал  свои
   требования.
       Представители  Московской  городской  Думы  и  Мэра  Москвы   с
   заявлением  не  согласны,  просили в его  удовлетворении  отказать,
   полагая его необоснованным.
       Выслушав  стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия
   находит  заявление главы управы Пресненского района  необоснованным
   и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст. 131 Конституции  Российской  Федерации
   местное   самоуправление  осуществляется  в   городских,   сельских
   поселениях  и  на других территориях с учетом исторических  и  иных
   местных   традиций.   Изменение  границ   территорий,   в   которых
   осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом  мнения
   населения соответствующих территорий.
       Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об
   общих  принципах организации местного самоуправления  в  Российской
   Федерации"  (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N  38-ФЗ,  от
   26.11.1996  N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000  N  107-
   ФЗ)  территориально-правовой структурой, обеспечивающей  реализацию
   права  граждан  на  местное самоуправление, является  муниципальное
   образование.   Муниципальное  образование  -  городское,   сельское
   поселение,  несколько  поселений, объединенных  общей  территорией,
   часть   поселения,  иная  населенная  территория,   предусмотренная
   настоящим  Федеральным  законом, в пределах которых  осуществляется
   местное   самоуправление,   имеются  муниципальная   собственность,
   местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ч. 1  ст.
   1  указанного  Закона).  Согласно  ст.  12,  13  Закона  территории
   муниципальных   образований  устанавливаются   в   соответствии   с
   федеральными законами и законами субъектов Российской  Федерации  с
   учетом исторических и иных местных традиций.
       На   внутригородских  территориях  городов  Москвы   и   Санкт-
   Петербурга  местное  самоуправление осуществляется  при  сохранении
   единства  городского хозяйства в соответствии с Уставами и законами
   субъектов  Российской  Федерации -  городов  федерального  значения
   Москвы  и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих
   в  состав  субъектов  Российской Федерации -  городов  федерального
   значения  Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права  на
   осуществление местного самоуправления.
       Вопросы  об образовании, объединении, о преобразовании  или  об
   упразднении      внутригородских     муниципальных     образований,
   установлении  или изменении их территорий решаются с учетом  мнения
   населения   соответствующей  территории  представительным   органом
   местного  самоуправления  города самостоятельно  в  соответствии  с
   уставом города.
       В   субъектах   Российской  Федерации  -  городах  федерального
   значения  Москве и Санкт-Петербурге объединение или  преобразование
   внутригородских   муниципальных   образований,   установление   или
   изменение   их   территорий   осуществляется   законами   субъектов
   Российской  Федерации  -  городов федерального  значения  Москвы  и
   Санкт-Петербурга  в соответствии с их уставами и  с  учетом  мнения
   населения соответствующих территорий.
       Установление  и изменение границ муниципального образования,  в
   том   числе   при  образовании,  объединении,  преобразовании   или
   упразднении  муниципальных  образований,  осуществляются  с  учетом
   исторических  и  иных  местных традиций  по  инициативе  населения,
   органов  местного  самоуправления, а также органов  государственной
   власти субъекта Российской Федерации.
       Изменение границ муниципального образования не допускается  без
   учета  мнения населения соответствующих территорий. Законодательные
   (представительные)   органы   государственной   власти    субъектов
   Российской  Федерации устанавливают законом гарантии  учета  мнения
   населения  при  решении  вопросов изменения  границ  территорий,  в
   которых осуществляется местное самоуправление.
       Порядок    образования,   объединения,    преобразования    или
   упразднения муниципальных образований, установления и изменения  их
   границ  и  наименований  определяется законом  субъекта  Российской
   Федерации.
       Законом  города  Москвы  от  5  июля  1995  года  N  13-47   "О
   территориальном  делении  города Москвы"  (в  ред.  Законов  города
   Москвы от 16.07.1997 N 32, от 09.09.1998 N 20, от 12.07.1999 N  30,
   от   12.04.2000   N  6,  от  28.06.2000  N  17)  установлено,   что
   территориальными  единицами Москвы являются  районы,  образуемые  с
   учетом    исторических,    географических    и    градостроительных
   особенностей   территорий,   численности   населения,    социально-
   экономических     характеристик,     расположения      транспортных
   коммуникаций,    наличия   объектов   инженерной    инфраструктуры,
   возможностей   управления   собственностью   города   в   интересах
   населения района и города.
       Все   изложенные   выше  нормы  действующего   федерального   и
   московского   законодательства  указывают  на   то,   что   местное
   самоуправление осуществляется не территориях, имеющих население,  в
   связи  с чем законодатель установил необходимость учитывать  мнения
   населения  тех  территорий, которое переходит из юрисдикции  одного
   муниципального   образования  под  юрисдикцию  другого,   поскольку
   затрагивает его интересы.
       Между   тем,   из   материалов   дела   и   объяснений   сторон
   усматривается,  что  оспариваемым  законом  из  состава  территории
   Пресненского  района  исключена территориальная  единица  с  особым
   статусом  "Московский  международный  деловой  центр  "Москва-Сити"
   (ТЕОС "Москва-Сити"), на территории которой население отсутствует.
       В  соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1993
   года  N  4802-1  "О статусе столицы Российской Федерации"  (в  ред.
   Федерального закона от 18.07.95 N 107-ФЗ) территория города  Москвы
   может  включать  в себя территории районов в городе  (муниципальных
   районов),  других административно-территориальных единиц,  а  также
   внутригородские территории административного управления.
       Правовое  положение  указанных  административно-территориальных
   единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.
       Согласно  ст.  18  Закона города Москвы от 28  июня  1995  года
   "Устав  города Москвы", а также ст. 6 Закона города  Москвы  от  10
   марта  1999 года N 13 "О территориальных единицах с особым статусом
   в  городе  Москве"  территориальные единицы  с  особым  статусом  -
   историко-культурные,  лесопарковые,  промышленные  зоны,  а   также
   территории,  используемые  для  обеспечения  городского  хозяйства,
   транспортных  коммуникаций, энерго- и водоснабжения города  Москвы,
   территории  ярмарок, выставок и другие. Территориальная  единица  с
   особым  статусом,  включающая  полностью  или  частично  территорию
   района  (районов)  города Москвы, образуется  Московской  городской
   Думой  по представлению Мэра Москвы. При этом учет мнения населения
   муниципальных образований, граничащих с ТЕОС, не предусмотрен.
       Как  усматривается  из  содержания  указанных  правовых  актов,
   указанные  территории  образованы вне территорий  районов,  на  них
   отсутствует  население, а потому право граждан, не  проживающих  на
   данных  территориях,  на осуществление местного  самоуправления  не
   нарушается.
       Границы ТЕОС "Москва-Сити" установлены Законом города Москвы от
   12  июля  1999  года  N  30  "О территориальной  единице  с  особым
   статусом  "Московский  международный  деловой  центр  "Москва-Сити"
   (ст. 19).
       Следовательно, обжалуемый заявителем Законом не изменял границы
   Пресненского   района,  а  лишь  уточнил  его  границы   с   учетом
   образования в 1999 г. ТЕОС "Москва-Сити" и установления  границ  ее
   территории.
       В   соответствии  со  ст.  46  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  органы  местного самоуправления  или  должностные  лица
   местного    самоуправления   вправе   подать   иск   о    признании
   недействительным  акта органа государственной  власти,  нарушающего
   права   местного  самоуправления.  Обжалуемым  актом  должны   быть
   нарушены  права  жителей  муниципального  образования,  чьи  органы
   обжалуют  акт.  В  заявлении не обосновано,  какие  права  местного
   самоуправления  жителей  района Пресненский  нарушены  оспариваемым
   Законом.  На  территории, которая не входит  в  территорию  района,
   находятся  только  промышленные предприятия, выставочный  комплекс,
   железнодорожные  пути,  отсутствуют  жилые  дома  и  иные  элементы
   социальной инфраструктуры.
       Кроме  того,  судебная коллегия не может  принять  во  внимание
   ссылку заявителя на решение судебной коллегии по гражданским  делам
   Московского   городского   суда  от   26.12.2000,   в   обоснование
   требований      о     признании     противоречащим     федеральному
   законодательству  и не подлежащим применению Закона  города  Москвы
   от 12.04.2000 N 6.
       В  соответствии с действующими на момент принятия оспариваемого
   Закона  нормами  Устава  города Москвы и Закона  города  Москвы  "О
   районной   управе  в  городе  Москве"  муниципальным   образованием
   являлся   г.   Москва  в  целом,  районы  города   самостоятельными
   муниципальными   образованиями   не   являлись,   а   следовательно
   изменение  их  границ  не означало изменения границ  муниципального
   образования  и  не  требовало  учета мнения  населения.  Районы  г.
   Москвы  были  признаны муниципальными образованиями решением  суда,
   вступившим  в  силу  30.03.2001, т.е. после принятия  оспариваемого
   Закона.  Как указано в постановлении Конституционного  Суда  РФ  от
   11.04.2000  N  6-П  решение  суда о признании  закона  субъекта  РФ
   противоречащим  федеральному законодательству  означает,  что  этот
   закон  не подлежит применению с момента вступления решения  суда  в
   силу.  То есть решение суда не имеет обратной силы и не затрагивает
   действие    закона,    признанного   противоречащим    федеральному
   законодательству,   до   вступления  решения   суда   в   силу,   а
   следовательно,  признание районов муниципальными  образованиями  не
   может  распространяться  на  действия, совершенные  до  30.03.2001.
   Поскольку заявители не обжалуют содержание Закона города Москвы  "О
   внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N  13-
   47  "О территориальном делении города Москвы", а только порядок его
   принятия, то их заявление не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
   судебная коллегия
   
                                решила:
   
       в  удовлетворении заявления районной управы Пресненского района
   города    Москвы    о    признании   противоречащим    федеральному
   законодательству  и не подлежащим применению Закона  города  Москвы
   от  12.04.2000 N 6 "О внесении изменений в Закон города  Москвы  от
   05.07.1995  N  13-47 "О территориальном делении  города  Москвы"  в
   части изменения границы Пресненского района - отказать.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz