Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.03.2002 N 3-134/2002 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 15.06.1999 N 542

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                         от 20 марта 2002 года
                                   
                           Дело N 3-134/2002
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  3-
   134/2002   по   заявлению  Прокурора  города  Москвы  о   признании
   противоречащими  федеральному законодательству п.  2  постановления
   Правительства   Москвы   от   15.09.1999   N   542   "О   создании,
   реорганизации,    ликвидации   государственных   и    муниципальных
   предприятий  и  учреждений города Москвы  и  об  участии  города  в
   хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений  Правительства
   Москвы  от  01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и,  утвержденного
   им,  Положения  о  порядке участия города  Москвы  в  хозяйственных
   обществах (приложение N 2),
   
                              установила:
   
       Прокурор  г.  Москвы обратился в суд с заявлением  о  признании
   противоречащим  федеральному законодательству  п.  2  постановления
   Правительства   Москвы   от   15.09.1999   N   542   "О   создании,
   реорганизации,    ликвидации   государственных   и    муниципальных
   предприятий  и  учреждений города Москвы  и  об  участии  города  в
   хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений  Правительства
   Москвы  от  01.02.2000 N 79, от 27.06.2000 N 490) и,  утвержденного
   им,  Положения  о  порядке участия города  Москвы  в  хозяйственных
   обществах  (приложение  N 2), указывая на то,  что  государственные
   органы   и  органы  местного  самоуправления  не  вправе  выступать
   участниками хозяйственных обществ.
       Прокурор  Г.  в  судебном  заседании  требования  поддержала  и
   пояснила,  что  переход  имущества  из  государственной  в  частную
   собственность  возможен  только  путем  приватизации.  Положение  о
   порядке   участия   города   Москвы   в   хозяйственных   обществах
   (приложение  N  2)  устанавливает нормы позволяющие  городу  Москве
   передавать  имущество  города  в  уставные  капиталы  хозяйственных
   обществ  без  приватизации. Постановление противоречит федеральному
   законодательству  и в связи с тем, что передача имущества  возможна
   только  в  случае, если приватизация этого имущества  предусмотрена
   программой  приватизации, которая в городе Москве  принята,  однако
   она не предусматривает приватизацию денежных средств.
       Представитель Правительства Москвы, он же представляя  интересы
   Департамента  государственного  и муниципального  имущества  города
   Москвы  П. с требованиями Прокурора не согласился, указывая на  то,
   что  Положение  о  порядке участия города  Москвы  в  хозяйственных
   обществах  регулирует отношения связанные с приватизацией имущества
   города.
       Представитель  Территориального управления по городу  Москве  и
   Московской   области   Министерства  по  антимонопольной   политике
   заявление прокурора поддержала.
       Выслушав  заявленные  требования,  представителя  Правительства
   Москвы  и  Департамента государственного и муниципального имущества
   г.  Москвы,  представителя Территориального  управления  по  городу
   Москве   и   Московской  области  Министерства  по  антимонопольной
   политике,   исследовав   письменные   материалы   дела,    выслушав
   заключение   прокурора  Г.,  полагавшей,  что  заявление   подлежит
   удовлетворению,   судебная  коллегия   приходит   к   выводу,   что
   требование  обосновано  и  подлежит  удовлетворению  по   следующим
   основаниям.
       В  соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
   акт  государственного органа или органа местного самоуправления,  а
   в  случаях,  предусмотренных законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающие
   гражданские  права  и  охраняемые законом интересы  гражданина  или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
   правовые    акты   субъектов   Российской   Федерации   не    могут
   противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам  ведения
   Российской  Федерации и по предметам совместного ведения Российской
   Федерации  и  субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
   между  федеральным  законом  и иным актом,  изданным  в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
       В  судебном  заседании  установлено, что Правительством  города
   Москвы   15.09.1999  принято  постановление  N  542  "О   создании,
   реорганизации,    ликвидации   государственных   и    муниципальных
   предприятий  и  учреждений города Москвы  и  об  участии  города  в
   хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений  Правительства
   Москвы  от  01.02.2000  N  79,  от 27.06.2000  N  490),  пунктом  2
   постановления утверждено Положение о порядке участия города  Москвы
   в хозяйственных обществах (приложение N 2).
       Названным Положением установлен порядок взаимодействия  органов
   управления  Правительства  Москвы  при  создании,  реорганизации  и
   ликвидации хозяйственных обществ с участием города Москвы,  участие
   города  Москвы  в  хозяйственных  обществах  осуществляется   путем
   учреждения  (в  том  числе  и совместно  с  другими  хозяйствующими
   субъектами)  новых  обществ,  а  также  путем  приобретения   акций
   (долей) действующих обществ.
       В  силу  ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и  иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам  ведения
   Российской  Федерации и по предметам совместного ведения Российской
   Федерации  и  субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
   между  федеральным  законом  и иным актом,  изданным  в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
       В  соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
   акт  государственного органа или органа местного самоуправления,  а
   в  случаях,  предусмотренных законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающем
   гражданские  права  и  охраняемые законом интересы  гражданина  или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       Часть  3  пункта  4  ст.  66  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации  устанавливает,  что  государственные  органы  и   органы
   местного    самоуправления   не   вправе   выступать    участниками
   хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на  вере,  если
   иное не установлено законом.
       Аналогичная по содержанию норма содержится в Федеральном законе
   "Об   акционерных  обществах"  от  26.12.1995  N  208-ФЗ  (в   ред.
   Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N  101-ФЗ,
   от  07.08.2001  N  120-ФЗ), в п. 1 ст. 10 которого устанавливается,
   что  учредителями  общества являются граждане и  (или)  юридические
   лица, принявшие решение о его учреждении.
       Государственные  органы  и  органы местного  самоуправления  не
   могут  выступать  учредителями общества, если иное  не  установлено
   федеральными законами.
       Таким   образом,  гражданское  законодательство   устанавливает
   запрет  государственным  органам и органам местного  самоуправления
   на   участие  в  акционерном  обществе,  однако  указанный   запрет
   действует  только  в  том  случае если  иное  не  установлено  иным
   федеральным законом.
       Вместе  с тем пунктом 2 ст. 124 ГК РФ устанавливается,  что:  к
   субъектам  гражданского  права,  указанным  в  пункте  1  настоящей
   статьи   (Российская  Федерация,  субъекты  Российской   Федерации:
   республики,   края,   области,   города   федерального    значения,
   автономная область, автономные округа, а также городские,  сельские
   поселения  и  другие муниципальные образования) применяются  нормы,
   определяющие  участие  юридических лиц в  отношениях,  регулируемых
   гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона  или
   особенностей данных субъектов.
       В  ч.  2  ст.  217 ГК РФ устанавливается, что при  приватизации
   государственного   и   муниципального   имущества   предусмотренные
   настоящим  Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения  и
   прекращения  права  собственности,  применяются,  если  законами  о
   приватизации не предусмотрено иное.
       Статья  1  Федерального закона "О приватизации государственного
   имущества  и  об  основах приватизации муниципального  имущества  в
   Российской  Федерации" N 123-ФЗ от 21.07.1997 (в  ред.  Федеральных
   законов   от   23.06.1999  N  116-ФЗ,  от  05.08.2000   N   109-ФЗ)
   предусматривает: что для целей настоящего Федерального  закона  под
   приватизацией    государственного   и   муниципального    имущества
   понимается   возмездное  отчуждение  находящегося  в  собственности
   Российской   Федерации,   субъектов   Российской   Федерации    или
   муниципальных  образований  имущества  (объектов  приватизации)   в
   собственность физических и юридических лиц.
       В части 1 статьи 16 Закона устанавливаются способы приватизации
   государственного и муниципального имущества, к которым относятся:
       продажа   государственного  или  муниципального  имущества   на
   аукционе,   в  том  числе  продажа  акций  созданных   в   процессе
   приватизации  открытых  акционерных обществ  на  специализированном
   аукционе; продажа государственного или муниципального имущества  на
   коммерческом   конкурсе  с  инвестиционными  и  (или)   социальными
   условиями;   продажа   акций  созданных  в  процессе   приватизации
   открытых акционерных обществ их работникам;
       выкуп   арендованного   государственного   или   муниципального
   имущества;
       преобразование   государственных  и   муниципальных   унитарных
   предприятий  в  открытые акционерные общества, 100 процентов  акций
   которых    находится    в   государственной    или    муниципальной
   собственности;   внесение   государственного   или   муниципального
   имущества  в  качестве  вклада  в уставные  капиталы  хозяйственных
   обществ;    отчуждение    находящихся   в    государственной    или
   муниципальной    собственности   акций   созданных    в    процессе
   приватизации     открытых    акционерных     обществ     владельцам
   государственных  или  муниципальных  ценных  бумаг,  удостоверяющих
   право приобретения таких акций.
       Таким   образом,   действующим  федеральным   законодательством
   предусматривается,  что возмездная передача имущества  находящегося
   в   собственности   Российской  Федерации,   субъектов   Российской
   Федерации  или  муниципальных образований имущества в собственность
   физических  и юридических лиц, является приватизацией имущества,  а
   отношения  возникающие  в связи с передачей имущества  регулируются
   законодательством о приватизации.
       Следовательно,  в  правоотношениях  связанных  с  приватизацией
   государственного  имущества положения п.  4  ст.  66  ГК,  в  части
   ограничивающей  государственные органы на участие  в  хозяйственных
   обществах,    не    применимы,   поскольку   законодательством    о
   приватизации  установлены иные нормы, предусматривающие  участие  в
   хозяйственных обществах субъектов Российской Федерации.
       В  связи с изложенным нельзя согласиться с доводами Прокурора о
   том,   что  Правительство  Москвы  не  может  являться  учредителем
   хозяйственных  обществ,  а  город  Москва  -  являться   участником
   хозяйственных обществ, нельзя.
       Вместе  с  тем,  Положение о порядке участия  города  Москвы  в
   хозяйственных  обществах, устанавливает, что участие города  Москвы
   в  хозяйственных  обществах осуществляется путем  учреждения  новых
   обществ,  а  также  путем  приобретения акций  (долей)  действующих
   обществ   (абзац  2  преамбулы),  а  кроме  того,  содержит   нормы
   регулирующие: порядок подготовки заявок на участие города Москвы  в
   хозяйственных  обществах (пункт 2), содержание  заявки  и  перечень
   необходимых  документов  (п.  2.2);  порядок  рассмотрения   заявок
   (пункт   3),  то  таким  образом,  Положение  содержит   нормы   по
   установлению порядка и распоряжения имуществом города Москвы.
       Установление   Правительством  Москвы  порядка   управления   и
   распоряжения     собственностью    города    Москвы    противоречит
   федеральному законодательству.
       Согласно  подп.  "д"  пункта 1 ст.  1  Федерального  закона  от
   06.10.1999    N    184-ФЗ    "Об   общих   принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации"  (в  ред.
   Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001  N  3-ФЗ)
   устанавливает,  что  деятельность  органов  государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации  осуществляется  в  соответствии  с
   принципами  разделения государственной власти  на  законодательную,
   исполнительную  и  судебную в целях обеспечения  сбалансированности
   полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или  большей
   их  части  в  ведении  одного  органа государственной  власти  либо
   должностного лица.
       Подпункт  "ж"  п. 2 ст. 5 Закона предусматривает,  что  законом
   субъекта   устанавливается   порядок  управления   и   распоряжения
   собственностью  субъекта Российской Федерации, в том  числе  долями
   (паями,   акциями)  субъекта  Российской  Федерации   в   капиталах
   хозяйственных    обществ,   товариществ    и    предприятий    иных
   организационно-правовых форм.
       Федеральным      законодательством     компетенция      органов
   исполнительной  и  представительной  власти  субъектов   Российской
   Федерации разграничена.
       Пунктом  1  статьи  26 Закона г. Москвы "Устав  города  Москвы"
   устанавливается,  что  к  полномочиям  Московской  городской   Думы
   относится    установление   порядка   управления   и   распоряжения
   собственностью города Москвы.
       К ведению органов исполнительной власти города Москвы относятся
   управление и распоряжение собственностью города Москвы  (п.  1  ст.
   27 Устава).
       Таким  образом,  Правительство Москвы,  установив  в  Положении
   нормы    регулирующие    порядок    управления    и    распоряжения
   собственностью города Москвы, вышло за пределы своей компетенции.
       Положение  о  порядке  участия города  Москвы  в  хозяйственных
   обществах,  устанавливая порядок взаимодействия органов  управления
   Правительства  Москвы  при  создании,  реорганизации  и  ликвидации
   хозяйственных  обществ  с участием города Москвы,  предусматривает,
   что   внесение  вклада  города  Москвы  в  уставный  капитал  вновь
   создаваемых   обществ   и   оплата  приобретаемых   акций   (долей)
   действующих    обществ    осуществляется   денежными    средствами,
   имуществом, а также имущественными и неимущественными правами.  Вид
   вклада,  его  величина  и  источники  формирования  указываются   в
   постановлении   Правительства  Москвы  о   создании   Общества   (о
   приобретении акций (долей) действующего общества) (пункт 1.4).
       Указанное    Положение    также    противоречит    федеральному
   законодательству.
       Статья  23 Федерального закона "О приватизации государственного
   имущества  и  об  основах приватизации муниципального  имущества  в
   Российской     Федерации"     предусматривает,     что     внесение
   государственного или муниципального имущества в качестве  вклада  в
   уставные  капиталы хозяйственных обществ осуществляется по  решению
   соответственно   Правительства   Российской   Федерации,    органов
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации  и  органов
   местного   самоуправления   в  порядке,  установленном   программой
   приватизации,   программами   приватизации   субъектов   Российской
   Федерации.
       Пункт  1  статьи  24 Устава города Москвы предусматривает,  что
   приватизация  объектов  собственности  города  Москвы  и   объектов
   собственности    муниципальных   образований    осуществляется    в
   соответствии  с  федеральными законами, законами  города  Москвы  и
   программами приватизации.
       Кроме  того,  статьей 8 Закона города Москвы от 11 апреля  2001
   года   N   12   "О  приватизации  государственной  и  муниципальной
   собственности    Москвы"    предусматривается,     что     ежегодно
   постановлением Московской городской Думы утверждаются:
       -  номенклатура  перечней (требований к составу  и  содержанию)
   объектов приватизации на следующий год;
       -  перечни  объектов приватизации в соответствии с утвержденной
   на данный год номенклатурой.
       Московской  городской Думой 28.03.2001 принято постановление  N
   47    "О   перечне   объектов   приватизации   государственной    и
   муниципальной  собственности  города  Москвы".  В  постановлении  в
   качестве  объектов приватизации не предусматривается  использование
   денежных  средств,  а  также имущественных и неимущественных  прав,
   принадлежащих  городу Москве на цели, предусмотренные  оспариваемым
   Положением.
       Поскольку  программой  приватизации не предусмотрено  выделение
   денежных  средств  для данных нужд, то установление  Правительством
   Москвы  возможности  использования их в  целях  приобретения  акций
   (долей)   действующих  обществ,  также  противоречит   действующему
   законодательству.
       В  соответствии  с п. 2 постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской  Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении  изменений
   и  дополнений  в  некоторые постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской  Федерации"  решение по делу о признании  противоречащим
   закону  нормативного правового акта или сообщение о  таком  решении
   должно  быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором
   был  опубликован  данный нормативный правовой акт,  о  чем  следует
   указать  в  резолютивной части решения (ст.  35  Закона  Российской
   Федерации "О средствах массовой информации").
       Поскольку  текст  документа опубликован  в  изданиях:  "Вестник
   Мэрии  Москвы",  N  15, август 1999 года, то сообщение  о  принятом
   решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации,  в
   котором  был опубликован данный нормативный правовой акт, а  именно
   в "Вестнике Мэрии Москвы".
       На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
   судебная коллегия
   
                                решила:
   
       Признать  п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999
   N  542  "О  создании, реорганизации, ликвидации  государственных  и
   муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и  об  участии
   города   в   хозяйственных  обществах"  (в  редакции  постановлений
   Правительства Москвы от 01.02.2000 N 79, от 27.06.2000  N  490)  и,
   утвержденного  им,  Положения о порядке  участия  города  Москвы  в
   хозяйственных    обществах   (приложение   N   2)   противоречащими
   федеральному   законодательству,  недействующим  и  не   подлежащим
   применению с момента его принятия.
       Сообщение  о  принятом  решении  должно  быть  опубликовано   в
   средстве  массовой  информации, в котором  был  опубликован  данный
   нормативный правовой акт - "Вестнике Мэрии Москвы".
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz