МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2002 года
Дело N 3-144/2002
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-144/2002 по заявлению прокурора г. Москвы о признании
недействительными и не порождающими правовых последствий п. 1.5 и
п. 4 Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на
территории г. Москвы, утвержденного постановлением Московской
городской Думы от 02.10.96 N 85,
установила:
прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
недействительными и не порождающими правовых последствий с момента
принятия п. 1.5 и п. 4 Положения о порядке продажи объектов
нежилого фонда на территории г. Москвы, утвержденного
постановлением Московской городской Думы от 02.10.96 N 85.
Свое заявление мотивирует тем, что указанные положения
противоречат федеральному законодательству.
Представители Московской городской Думы и Правительства г.
Москвы против заявленных требований возражали.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив
материалы дела, находит заявление прокурора необоснованным и не
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным
правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны
судом недействительными.
В связи с вступлением в силу части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации и принятием постановления Московской
городской Думы от 20 сентября 1995 года N 61 "Об утверждении и
введении в действие Программы приватизации государственной и
муниципальной собственности в Москве" Московская городская Дума 2
октября 1996 г. приняла постановление N 85 "Об утверждении и
введении в действие Положения о порядке продажи объектов нежилого
фонда на территории города Москвы" (с изм., внесенными
постановлением Московской городской Думы от 17.12.1997 N 92),
которым утверждено Положение о порядке продажи объектов нежилого
фонда на территории города Москвы.
В п. 1.5 Положения указано, что объектами продажи могут быть
сданные в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими права
аренды:
- в процессе приватизации государственной или муниципальной
собственности;
- в результате аукционной или конкурсной продажи прав аренды;
- в силу заключенных ранее договоров аренды.
В заявлении прокурор города Москвы просит признать
недействительным и не порождающим правовых последствий деф. 3 п.
1.5 указанного Положения, которым к объектам продажи отнесены
сданные в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими права
аренды, в том числе в силу заключенных ранее договоров.
Свое заявление прокурор мотивирует тем, что этот пункт
Положения противоречат пункту 2.6 Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ,
утвержденной Указом Президента от 24.12.93 N 2284 и разделу 4 (п.
4.5) Основных положений Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденных
Указом Президента РФ от 22.07.94 N 1535, т.к. не могут быть
объектами приватизации сданные в аренду объекты, занятые
арендаторами, получившими права аренды, в том числе в силу
заключенных ранее договоров.
Этот довод прокурора суд считает необоснованным по следующим
основаниям.
В силу ч. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в
государственной или муниципальной собственности, может быть
передано его собственником в собственность граждан и юридических
лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации
государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона "О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991
года N 1531-1 и ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации" объектами продажи
могут быть сданные в аренду объекты, занятые арендаторами,
получившими права аренды в силу заключенных ранее договоров
аренды.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 утверждена
Государственная программа приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации, п. 2.6, также
пп. 5.14.2, 5.14.3, 5.14.5 которой предусматривают возможность
выкупа арендованного имущества, в т.ч. по договорам аренды,
заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации".
Кроме этого, возможность выкупа арендованного имущества
предусмотрена Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 "О
регулировании арендных отношений и приватизации имущества
государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду"
(п. 2), Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года N 1535 "Об
Основных положениях Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 года" (п. 4.5).
При этом, Указы Президента N 1535 и N 2284, на которые
ссылается прокурор, предусматривают право выкупа арендованного
имущества независимо от того - был ли договор аренды с правом
выкупа или нет.
Право арендатора государственного или муниципального имущества
выкупать арендованное имущество предусмотрено также ст. 26
Федерального закона "О приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации" от 21.07.1997 N 123-ФЗ.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством
арендованное имущество может являться объектом продажи.
Согласно п. 4 оспариваемого Положения покупателями объектов
нежилого фонда могут быть физические и юридические лица,
признаваемые покупателями в соответствии с законодательством
Российской Федерации о приватизации, в том числе:
- арендаторы, получившие права аренды и последующего выкупа
недвижимости в процессе приватизации государственной или
муниципальной собственности;
- арендаторы, победившие на конкурсе или аукционе по продаже
прав аренды;
- арендаторы, получившие права аренды на основании ранее
заключенных договоров аренды;
- товарищества собственников жилья и (или) ЖСК в отношении
объектов нежилого фонда государственной или муниципальной
собственности, входящих в комплексы недвижимого имущества
(кондоминиумы).
Прокурор города Москвы, оспаривая деф. 3, п. 4 Положения,
указывает на то, что данное положение противоречит федеральному
закону, так как этой нормой расширен перечень лиц, которые имеют
право на приобретение в собственность сданных в аренду нежилых
помещений.
В качестве довода приводится Указ Президента РФ от 22 июля 1994
года N 1535 "Об Основных положениях Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года", которым утверждены
Основные положения Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 года, устанавливающие цели и порядок применения
положений Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно п. 4.5 Основных положений право на приобретение в
собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений,
помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в
жилых домах, а также земельных участков под приватизированными
предприятиями, находящимися в аренде или фактическом владении,
пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности,
предоставляется:
физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками
приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или
государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в
аренду, в результате выкупа последнего;
акционерным обществам открытого типа, созданным путем
преобразования государственных и муниципальных предприятий в
процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75
процентов их акций;
гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую
деятельность, предприятиям (в том числе товариществам, акционерным
обществам, созданным в порядке приведения организационно-правовой
формы добровольных объединений государственных и муниципальных
предприятий в соответствие с разделом II Указа Президента
Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных
мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий в акционерные общества"),
не более 25 процентов уставного капитала которых находится в
государственной и (или) муниципальной собственности, в случае если
договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона
объектов нежилого фонда.
Таким образом пунктом 4.5 право на приобретение в собственность
сданных в аренду помещений предоставляется лицам, ставшим
собственниками приватизированных предприятий, т.е. любому
собственнику приватизированного предприятия вне зависимости то
того, приобрел ли он это предприятие непосредственно в процессе
приватизации или путем вторичной продажи-покупки уже
приватизированного предприятия. При этом не требуется участия
покупателя в конкурсе.
Закон РФ "О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации" от 21.07.1997 N 123-ФЗ не дает перечень лиц,
признаваемых покупателями, а лишь указывает, кто не может быть
покупателями такого имущества (п. 1 ст. 9 Федерального закона),
т.е. все остальные являются покупателями государственного и
муниципального имущества.
И, если лицо в силу федерального закона признается покупателем,
то правовой статус находящегося у него имущества имеет значение
только для способа предоставления ему этого имущества.
Арендатор может быть признан покупателем государственного и
муниципального имущества и это предусмотрено в ч. 2 ст. 26
Федерального закона "О приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации", арендатор приобретает это имущество в порядке,
установленном федеральным законом, а также соответственно
программой приватизации и программами приватизации субъектов РФ.
Положения содержащиеся в программе, на которую ссылается
прокурор города Москвы, указывают, на то, каким способом должно
быть приватизировано имущество. Способы приватизации установлены
федеральным законом, а не оспариваемым Положением.
Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации", нормативные
правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам,
которые согласно настоящему Федеральному закону регулируются
другими федеральными законами, действуют до введения в действие
соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей
законодательству РФ.
Поэтому у суда нет оснований полагать, что расширен перечень
лиц, которые имеют право на приобретение в собственность сданных в
аренду нежилых помещений.
Доводы прокурора о том, что п. 4.5 Основных положений содержит
исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право на приобретение в
собственность недвижимости объектов нежилого фонда является
необоснованным, т.к. к этим лицам также относятся предприятия,
указанные в пп. 5.9, 5.14.6 Программы.
Доводы прокурора о том, что имеют место случаи неправильного
применения оспариваемых пунктов Положения, а также необоснованной
передачи в собственность государственного имущества, основанием к
отмене нормативного акта не являются т.к. в каждом конкретном
случае нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными
способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявления прокурора г. Москвы о признании
недействительными и не порождающими правовых последствий п. 1.5 и
п. 4 Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на
территории г. Москвы, утвержденного постановлением Московской
городской Думы от 02.10.96 N 85 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|