Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 09.04.2002 N 3-144/2002 ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 02.10.1996 N 85 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                         от 9 апреля 2002 года
                                   
                           Дело N 3-144/2002
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда,  рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  N
   3-144/2002   по   заявлению  прокурора  г.   Москвы   о   признании
   недействительными и не порождающими правовых последствий п.  1.5  и
   п.  4  Положения  о  порядке  продажи объектов  нежилого  фонда  на
   территории   г.  Москвы,  утвержденного  постановлением  Московской
   городской Думы от 02.10.96 N 85,
   
                              установила:
   
       прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
   недействительными и не порождающими правовых последствий с  момента
   принятия  п.  1.5  и  п.  4  Положения о порядке  продажи  объектов
   нежилого    фонда   на   территории   г.   Москвы,    утвержденного
   постановлением Московской городской Думы от 02.10.96 N 85.
       Свое   заявление   мотивирует  тем,  что  указанные   положения
   противоречат федеральному законодательству.
       Представители  Московской городской  Думы  и  Правительства  г.
   Москвы против заявленных требований возражали.
       Судебная   коллегия,  выслушав  объяснения   сторон,   проверив
   материалы  дела,  находит заявление прокурора необоснованным  и  не
   подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
   или  органа  местного самоуправления, а в случаях,  предусмотренных
   законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или  иным
   правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые  законом
   интересы  гражданина  или юридического лица,  могут  быть  признаны
   судом недействительными.
       В  связи с вступлением в силу части второй Гражданского кодекса
   Российской   Федерации   и   принятием   постановления   Московской
   городской  Думы  от  20 сентября 1995 года N 61 "Об  утверждении  и
   введении  в  действие  Программы  приватизации  государственной   и
   муниципальной собственности в Москве" Московская городская  Дума  2
   октября  1996  г.  приняла постановление N  85  "Об  утверждении  и
   введении  в действие Положения о порядке продажи объектов  нежилого
   фонда   на   территории   города  Москвы"   (с   изм.,   внесенными
   постановлением  Московской  городской Думы  от  17.12.1997  N  92),
   которым  утверждено Положение о порядке продажи  объектов  нежилого
   фонда на территории города Москвы.
       В  п.  1.5 Положения указано, что объектами продажи могут  быть
   сданные  в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими  права
   аренды:
       -  в  процессе  приватизации государственной или  муниципальной
   собственности;
       - в результате аукционной или конкурсной продажи прав аренды;
       - в силу заключенных ранее договоров аренды.
       В    заявлении   прокурор   города   Москвы   просит   признать
   недействительным и не порождающим правовых последствий  деф.  3  п.
   1.5  указанного  Положения,  которым к  объектам  продажи  отнесены
   сданные  в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими  права
   аренды, в том числе в силу заключенных ранее договоров.
       Свое   заявление  прокурор  мотивирует  тем,  что  этот   пункт
   Положения   противоречат   пункту  2.6  Государственной   программы
   приватизации  государственных  и муниципальных  предприятий  в  РФ,
   утвержденной Указом Президента от 24.12.93 N 2284 и разделу  4  (п.
   4.5)  Основных  положений  Государственной  программы  приватизации
   государственных  и  муниципальных предприятий  в  РФ,  утвержденных
   Указом  Президента  РФ  от  22.07.94 N 1535,  т.к.  не  могут  быть
   объектами   приватизации   сданные  в   аренду   объекты,   занятые
   арендаторами,  получившими  права  аренды,  в  том  числе  в   силу
   заключенных ранее договоров.
       Этот  довод  прокурора суд считает необоснованным по  следующим
   основаниям.
       В   силу   ч.  1  ст.  217  ГК  РФ  имущество,  находящееся   в
   государственной   или  муниципальной  собственности,   может   быть
   передано  его  собственником в собственность граждан и  юридических
   лиц    в   порядке,   предусмотренном   законами   о   приватизации
   государственного и муниципального имущества.
       В  соответствии со ст. 1 Закона "О приватизации государственных
   и  муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991
   года  N  1531-1 и ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ  "О
   приватизации  государственного имущества и об основах  приватизации
   муниципального имущества в Российской Федерации" объектами  продажи
   могут   быть   сданные  в  аренду  объекты,  занятые  арендаторами,
   получившими  права  аренды  в  силу  заключенных  ранее   договоров
   аренды.
       Указом  Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 утверждена
   Государственная    программа   приватизации    государственных    и
   муниципальных  предприятий в Российской Федерации,  п.  2.6,  также
   пп.  5.14.2,  5.14.3,  5.14.5  которой предусматривают  возможность
   выкупа   арендованного  имущества,  в  т.ч.  по  договорам  аренды,
   заключенным  до  вступления в силу Закона Российской  Федерации  "О
   приватизации   государственных  и   муниципальных   предприятий   в
   Российской Федерации".
       Кроме   этого,   возможность  выкупа  арендованного   имущества
   предусмотрена Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230  "О
   регулировании   арендных   отношений   и   приватизации   имущества
   государственных  и  муниципальных предприятий, сданного  в  аренду"
   (п.  2),  Указом  Президента РФ от 22 июля 1994  года  N  1535  "Об
   Основных    положениях   Государственной   программы   приватизации
   государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации
   после 1 июля 1994 года" (п. 4.5).
       При  этом,  Указы  Президента N  1535  и  N  2284,  на  которые
   ссылается  прокурор,  предусматривают  право  выкупа  арендованного
   имущества  независимо  от  того - был ли договор  аренды  с  правом
   выкупа или нет.
       Право  арендатора государственного или муниципального имущества
   выкупать   арендованное  имущество  предусмотрено  также   ст.   26
   Федерального  закона "О приватизации государственного  имущества  и
   об  основах  приватизации  муниципального  имущества  в  Российской
   Федерации" от 21.07.1997 N 123-ФЗ.
       Следовательно,  в  соответствии с федеральным законодательством
   арендованное имущество может являться объектом продажи.
       Согласно  п.  4  оспариваемого Положения покупателями  объектов
   нежилого   фонда   могут  быть  физические  и   юридические   лица,
   признаваемые   покупателями  в  соответствии  с   законодательством
   Российской Федерации о приватизации, в том числе:
       -  арендаторы,  получившие права аренды и  последующего  выкупа
   недвижимости   в   процессе   приватизации   государственной    или
   муниципальной собственности;
       -  арендаторы, победившие на конкурсе или аукционе  по  продаже
   прав аренды;
       -  арендаторы,  получившие  права  аренды  на  основании  ранее
   заключенных договоров аренды;
       -  товарищества  собственников жилья и (или)  ЖСК  в  отношении
   объектов   нежилого   фонда   государственной   или   муниципальной
   собственности,   входящих   в   комплексы   недвижимого   имущества
   (кондоминиумы).
       Прокурор  города  Москвы, оспаривая деф.  3,  п.  4  Положения,
   указывает  на  то,  что данное положение противоречит  федеральному
   закону,  так  как этой нормой расширен перечень лиц, которые  имеют
   право  на  приобретение в собственность сданных  в  аренду  нежилых
   помещений.
       В качестве довода приводится Указ Президента РФ от 22 июля 1994
   года  N  1535  "Об  Основных  положениях Государственной  программы
   приватизации   государственных  и   муниципальных   предприятий   в
   Российской  Федерации после 1 июля 1994 года",  которым  утверждены
   Основные    положения   Государственной   программы    приватизации
   государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации
   после  1  июля 1994 года, устанавливающие цели и порядок применения
   положений Государственной программы приватизации государственных  и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации.
       Согласно  п.  4.5  Основных положений право на  приобретение  в
   собственность  сданных  в  аренду  зданий,  строений,   сооружений,
   помещений,  в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений  в
   жилых  домах,  а  также  земельных участков под  приватизированными
   предприятиями,  находящимися  в аренде  или  фактическом  владении,
   пользовании  этих предприятий в процессе их уставной  деятельности,
   предоставляется:
       физическим   и   юридическим  лицам,   ставшим   собственниками
   приватизированных государственных (муниципальных)  предприятий  или
   государственного  (муниципального)  имущества,  ранее  сданного   в
   аренду, в результате выкупа последнего;
       акционерным   обществам   открытого   типа,   созданным   путем
   преобразования  государственных  и  муниципальных   предприятий   в
   процессе  приватизации,  после продажи в  порядке,  предусмотренном
   законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее  75
   процентов их акций;
       гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую
   деятельность, предприятиям (в том числе товариществам,  акционерным
   обществам,  созданным  в порядке приведения организационно-правовой
   формы  добровольных  объединений  государственных  и  муниципальных
   предприятий   в   соответствие  с  разделом  II  Указа   Президента
   Российской  Федерации от 1 июля 1992 г. N 721  "Об  организационных
   мерах  по  преобразованию государственных предприятий, добровольных
   объединений  государственных предприятий в акционерные  общества"),
   не  более  25  процентов  уставного капитала  которых  находится  в
   государственной и (или) муниципальной собственности, в случае  если
   договор  аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона
   объектов нежилого фонда.
       Таким образом пунктом 4.5 право на приобретение в собственность
   сданных   в   аренду  помещений  предоставляется   лицам,   ставшим
   собственниками   приватизированных   предприятий,    т.е.    любому
   собственнику  приватизированного  предприятия  вне  зависимости  то
   того,  приобрел  ли он это предприятие непосредственно  в  процессе
   приватизации    или    путем    вторичной    продажи-покупки    уже
   приватизированного  предприятия.  При  этом  не  требуется  участия
   покупателя в конкурсе.
       Закон  РФ  "О  приватизации  государственного  имущества  и  об
   основах   приватизации   муниципального  имущества   в   Российской
   Федерации"   от   21.07.1997  N  123-ФЗ  не  дает   перечень   лиц,
   признаваемых  покупателями, а лишь указывает,  кто  не  может  быть
   покупателями  такого  имущества (п. 1 ст. 9  Федерального  закона),
   т.е.   все  остальные  являются  покупателями  государственного   и
   муниципального имущества.
       И, если лицо в силу федерального закона признается покупателем,
   то  правовой  статус находящегося у него имущества  имеет  значение
   только для способа предоставления ему этого имущества.
       Арендатор  может  быть признан покупателем  государственного  и
   муниципального  имущества  и  это  предусмотрено  в  ч.  2  ст.  26
   Федерального  закона "О приватизации государственного  имущества  и
   об  основах  приватизации  муниципального  имущества  в  Российской
   Федерации",   арендатор  приобретает  это  имущество   в   порядке,
   установленном   федеральным   законом,   а   также   соответственно
   программой приватизации и программами приватизации субъектов РФ.
       Положения   содержащиеся  в  программе,  на  которую  ссылается
   прокурор  города  Москвы, указывают, на то, каким  способом  должно
   быть  приватизировано  имущество. Способы приватизации  установлены
   федеральным законом, а не оспариваемым Положением.
       Согласно  п.  4  ст.  31  Федерального закона  "О  приватизации
   государственного    имущества    и    об    основах    приватизации
   муниципального  имущества  в  Российской  Федерации",   нормативные
   правовые  акты  Президента  РФ  и  Правительства  РФ  по  вопросам,
   которые   согласно  настоящему  Федеральному  закону   регулируются
   другими  федеральными законами, действуют до  введения  в  действие
   соответствующих  федеральных законов  в  части,  не  противоречащей
   законодательству РФ.
       Поэтому  у  суда нет оснований полагать, что расширен  перечень
   лиц, которые имеют право на приобретение в собственность сданных  в
   аренду нежилых помещений.
       Доводы  прокурора о том, что п. 4.5 Основных положений содержит
   исчерпывающий  перечень лиц, которые имеют право на приобретение  в
   собственность   недвижимости  объектов  нежилого   фонда   является
   необоснованным,  т.к.  к  этим лицам также  относятся  предприятия,
   указанные в пп. 5.9, 5.14.6 Программы.
       Доводы  прокурора  о том, что имеют место случаи  неправильного
   применения  оспариваемых пунктов Положения, а также  необоснованной
   передачи  в собственность государственного имущества, основанием  к
   отмене  нормативного  акта  не являются т.к.  в  каждом  конкретном
   случае  нарушенное право подлежит восстановлению либо защите  иными
   способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
       Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
   
                                решила:
   
       в  удовлетворении  заявления прокурора г.  Москвы  о  признании
   недействительными и не порождающими правовых последствий п.  1.5  и
   п.  4  Положения  о  порядке  продажи объектов  нежилого  фонда  на
   территории   г.  Москвы,  утвержденного  постановлением  Московской
   городской Думы от 02.10.96 N 85 - отказать.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz