Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.11.2002 N 3-518/2002 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.1999 N 241-28 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 12 ноября 2002 года
                                   
                           Дело N 3-518/2002
                                   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  3-
   518/2002   по   заявлению  Б.,  Х.,  о  признании   противоречащими
   федеральному   законодательству   норм   приложения   2   (Перечень
   документов, являющихся основанием для вселения (заселения)  граждан
   в  жилые  помещения в Москве и Московской области,  предоставляемых
   жилищными   органами   в   органы   регистрационного    учета)    к
   постановлению  Правительства  Москвы  и  Правительства   Московской
   области  от  30.03.1999 N 241-28 "Об утверждении Правил регистрации
   и  снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по
   месту жительства в Москве и Московской области",
   
                              установила:
   
       заявители  Б.,  Х. обратились в суд с требованием  о  признании
   противоречащими федеральному законодательству абз.  5  и  6  п.  3,
   абз.  4 п. 5, в части устанавливающей необходимость для вселения  в
   жилые помещения наличия близких родственных отношений; абз. 3 п.  3
   в  части  устанавливающей необходимость иметь регистрацию по  месту
   жительства в Москве и Московской обл.; абз. 6 п. 3 и абз. 2  п.  5,
   в  части  слов "зарегистрированных по месту жительства в  Москве  и
   Московской   обл.";   абз.   3  п.  3   в   части   устанавливающей
   необходимость  заключать  договор  аренды  (субаренды),   предметом
   которого  является изолированное жилое помещение при  условии,  что
   арендатор  занимает  изолированное  жилое  помещение  приложения  2
   (Перечень   документов,   являющихся   основанием   для    вселения
   (заселения)  граждан  в  жилые  помещения  в  Москве  и  Московской
   области,    предоставляемых    жилищными    органами    в    органы
   регистрационного учета, указывая, что оспариваемые  нормы  нарушают
   их  права  на  свободу  передвижения и выбор  места  жительства)  к
   постановлению  Правительства  Москвы  и  Правительства   Московской
   области  от  30.03.1999 N 241-28 "Об утверждении Правил регистрации
   и  снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по
   месту жительства в Москве и Московской области".
       Определением от 12.11.2002 заявление Б. и Х. в части требований
   о  признании противоречащими федеральному законодательству  абз.  3
   п.  3  в  части  устанавливающего  предоставление  договора  аренды
   (субаренды),   предметом  которого  является  изолированное   жилое
   помещение  при условии, что арендатор занимает изолированное  жилое
   помещение   и   зарегистрирован  в   Москве   и   Московской   обл.
   необходимость  иметь  регистрацию по месту жительства  в  Москве  и
   Московской  области  приложения  2  к  постановлению  Правительства
   Москвы  и  Правительства Московской области от 30.03.1999 N  241-28
   "Об   утверждении   Правил   регистрации   и   снятия   граждан   с
   регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства  в
   Москве и Московской области" выделено в отдельное производство.
       В   судебном   заседании  заявитель  Х.  требование  поддержал,
   пояснил,   в  связи  с  действием  оспариваемых  норм,   он   лишен
   возможности своевременно зарегистрироваться по месту жительства.
       Заявитель  Б.  в судебное заседание не явился, о  дне  слушания
   дела  извещен,  представил заявление, в котором просил  рассмотреть
   дело в его отсутствие.
       Представитель   Правительства   Москвы   Р.   и   представитель
   Правительства  Московской  области  У.  требования  заявителей   не
   признали.
       Выслушав заявителей Б., Х., представителей Правительства Москвы
   Р.  и  Правительства  Московской области У., исследовав  письменные
   материалы  дела,  судебная коллегия приходит к выводу,  что  жалоба
   Б., Х. подлежит удовлетворению частично.
       В  судебном заседании установлено, что 30 марта 1999 г. принято
   совместное   постановление  Правительства  Москвы  и  Правительства
   Московской  области N 241-28 "Об утверждении Правил  регистрации  и
   снятия  граждан  Российской Федерации с регистрационного  учета  по
   месту  пребывания  и  по  месту жительства в  Москве  и  Московской
   области"   (действующие  в  редакции  постановлений   Правительства
   Москвы  и  Правительства Московской области от  28.11.2000  N  947-
   147/37, от 05.02.2002 N 101-ПП/27/4).
       Пунктом   1.2   постановления  утвержден  Перечень  документов,
   являющихся  основанием  для вселения (заселения)  граждан  в  жилые
   помещения  в Москве и Московской области, представляемых  жилищными
   органами  в органы регистрационного учета (приложение 2) (далее  по
   тексту - Перечень).
       В  соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
   акт  государственного органа или органа местного самоуправления,  а
   в  случаях,  предусмотренных законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающие
   гражданские  права  и  охраняемые законом интересы  гражданина  или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные
   правовые    акты   субъектов   Российской   Федерации   не    могут
   противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам  ведения
   Российской  Федерации и по предметам совместного ведения Российской
   Федерации  и  субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
   между  федеральным законом и иными актами, изданными  в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
       Пунктом  3 Перечня устанавливается, что при вселении  по  месту
   жительства  граждан на жилую площадь на праве частной собственности
   представляются:
       -   договор  купли-продажи,  договор  дарения,  договор   мены,
   свидетельство  о  праве  на  наследство,  договор  ренты,   договор
   пожизненного   содержания   с   иждивением   (при   условии,   если
   собственник  занимает  изолированное  жилое  помещение   в   данной
   квартире);
       -   договор  аренды  (субаренды)  при  условии,  что  арендатор
   занимает  изолированное жилое помещение и зарегистрирован по  месту
   жительства в Москве или Московской области;
       - письменное согласие:
       собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного
   на ней, о вселении близких родственников;
       собственника     (собственников)     жилой     площади,      не
   зарегистрированного  на данной жилой площади,  о  вселении  близких
   родственников, зарегистрированных по месту жительства в Москве  или
   Московской области;
       опекуна   или  попечителя  на  вселение  гражданина   в   жилое
   помещение,  занимаемое  лицом, над которым  установлена  опека  или
   попечительство,   а   также  органов  опеки  и   попечительства   и
   доверительного  управляющего в соответствии со  статьями  37  и  38
   Гражданского кодекса Российской Федерации.
       В  пункте 5 Перечня устанавливается, что при вселении по  месту
   жительства граждан в общежития представляются:
       - внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ) с
   согласия  местного  органа исполнительной  власти,  на  вселение  в
   отдельное    жилое    помещение   семейного   общежития    граждан,
   зарегистрированных в Москве или Московской области;
       - письменное согласие:
       нанимателя,  а  также  всех проживающих с ним  совершеннолетних
   членов  семьи, в том числе бывших членов семьи, которые  продолжают
   проживать  в  занимаемом ими жилом помещении, о  вселении  в  жилое
   помещение близких родственников;
       организации,  в собственности которой находится  жилищный  фонд
   (при вселении граждан в общежитие);
       -  выписка из постановления Правительства Москвы или Московской
   области,  решения комиссии при Правительстве Москвы или  Московской
   области о привлечении граждан для работы в организациях Москвы  или
   Московской области и поселении их в общежитие.
       Заявители оспаривают положения абз. 5 и 6 п. 3 Перечня, в части
   включения  в Перечень документов необходимых для вселения  в  жилые
   помещения    принадлежащие   на   праве   собственности,    наличия
   письменного    согласия   собственника    на    вселение    близких
   родственников,  ссылаясь  на то, что названные  нормы  противоречат
   федеральному законодательству, ограничивают права собственников  на
   вселение  любых  лиц,  помимо  близких родственников,  нарушают  их
   права на регистрацию по избранному месту жительства.
       С такими доводами заявителей согласиться нельзя.
       Регистрация  гражданина  по  месту жительства,  согласно  части
   первой  статьи  6  Закона  Российской Федерации  "О  праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания   и   жительства  в  пределах   Российской   Федерации",
   производится при предъявлении должностному лицу, ответственному  за
   регистрацию,   паспорта  или  иного  заменяющего   его   документа,
   удостоверяющего  личность  гражданина,  и  документа,   являющегося
   основанием  для  вселения  гражданина в  жилое  помещение  (ордера,
   договора,   заявления   лица,  предоставившего   гражданину   жилое
   помещение,  или  иного  документа), или  его  надлежаще  заверенной
   копии.
       Пунктом  1  Правил  регистрации  и  снятия  граждан  Российской
   Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и  по  месту
   жительства    в   пределах   Российской   Федерации,   утвержденных
   постановлением   Российской   Федерации   от   17.07.1995   N   713
   устанавливается, что регистрационный учет устанавливается  в  целях
   обеспечения  необходимых  условий для реализации  гражданами  своих
   прав  и  свобод, а также исполнения ими обязанностей перед  другими
   гражданами, государством и обществом.
       Кроме  того,  в  соответствии со ст. 16  Правил  регистрации  и
   снятия   граждан   Российской   Федерации,   устанавливается,   что
   гражданин,  изменивший место жительства, обязан не позднее  7  дней
   со  дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным
   лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
       документ, удостоверяющий личность;
       заявление   установленной  формы   о   регистрации   по   месту
   жительства;
       документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение
   (ордер,  договор,  свидетельство  о  праве  на  наследство   жилого
   помещения,  решение  суда  о  признании  права  пользования   жилым
   помещением,   заявление  лица,  предоставившего  гражданину   жилое
   помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
       В  случае  отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций  при
   заселении  жилых  помещений, принадлежащих на  праве  собственности
   гражданам    или    юридическим    лицам,    указанные    документы
   представляются этим гражданам или представителю юридического  лица,
   на  которого  возложены обязанности по контролю  за  использованием
   жилых помещений.
       В  пункте  4  постановления  Конституционного  Суда  Российской
   Федерации  от 02.02.1998 N 4-п по делу о проверке конституционности
   пунктов  10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской
   Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и  по  месту
   жительства    в   пределах   Российской   Федерации,   утвержденных
   постановлением Правительства Российской Федерации от  17.07.1995  N
   713  указано,  что  регистрация  гражданина  по  месту  жительства,
   согласно  части  первой  статьи 6 Закона  Российской  Федерации  "О
   праве  граждан Российской Федерации на свободу передвижения,  выбор
   места  пребывания  и  жительства в пределах Российской  Федерации",
   производится  при предъявлении им должностному лицу, ответственному
   за  регистрацию,  паспорта  или иного  заменяющего  его  документа,
   удостоверяющего  личность  гражданина,  и  документа,   являющегося
   основанием  для  вселения  гражданина в  жилое  помещение  (ордера,
   договора,   заявления   лица,  предоставившего   гражданину   жилое
   помещение,  или  иного  документа), или  его  надлежаще  заверенной
   копии.
       Указанные  документы  являются  подтверждением  добросовестного
   использования  гражданином своих прав и добросовестного  исполнения
   им  обязанностей,  связанных  с  регистрацией  в  конкретном  жилом
   помещении.  Это  соответствует  требованию  статьи  17  (часть   3)
   Конституции  Российской Федерации, согласно  которой  осуществление
   прав  и  свобод  человека и гражданина не должно нарушать  права  и
   свободы  других  лиц.  В  данном  случае  обязанность  представлять
   определенные    документы,   подтверждающие   субъективное    право
   гражданина  на  проживание в жилище, которое он выбрал  в  качестве
   места  жительства, одновременно выступает как мера,  обеспечивающая
   защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
       Как  следует  из части первой статьи 6 Закона, для  регистрации
   достаточно  представления  любого из указанных  в  ней  документов,
   который   подтверждает  добросовестное  использование   гражданином
   своего  права.  При  этом  по смыслу части  второй  данной  статьи,
   представление  гражданином соответствующих документов  порождает  у
   органа    регистрационного   учета   не   право,   а    обязанность
   зарегистрировать  гражданина в жилом помещении, которое  он  избрал
   местом  своего жительства. Введение же дополнительных требований  о
   представлении  каких-либо  иных  документов  могло  бы   фактически
   привести к парализации соответствующих прав граждан.
       Таким   образом,   из   приведенных  выше   норм   федерального
   законодательства,   решения   Конституционного   суда    Российской
   Федерации  следует,  что регистрация гражданина  по  выбранному  им
   месту  жительства  осуществляется  не  только  по  предъявлении  им
   документов  удостоверяющих личность, но и документов подтверждающих
   добросовестного   использования   гражданином    своих    прав    и
   добросовестного  исполнения им обязанностей.  Праву  гражданина  на
   свободный  выбор  места  жительства  противостоит  право   граждан,
   организаций на использование жилых помещений, которыми они  владеют
   на законном основании, по своему усмотрению.
       Частью  2  ст.  288 ГК РФ устанавливается, что жилые  помещения
   предназначены  для  проживания  граждан.  Гражданин  -  собственник
   жилого  помещения может использовать его для личного  проживания  и
   проживания членов его семьи.
       Согласно   п.  1  ст.  292  ГК  РФ  члены  семьи  собственника,
   проживающие  в  принадлежащем  ему  жилом  помещении,  имеют  право
   пользования  этим помещением на условиях, предусмотренных  жилищным
   законодательством.
       Статьей   54  ЖК  устанавливается,  что  наниматель  вправе   в
   установленном  порядке  вселить  в занимаемое  им  жилое  помещение
   своего    супруга,   детей,   родителей,   других    родственников,
   нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на  это  письменное
   согласие  всех совершеннолетних членов своей семьи. На  вселение  к
   родителям  их  детей,  не достигших совершеннолетия,  не  требуется
   согласия остальных членов семьи.
       Граждане,  вселенные  нанимателем в  соответствии  с  правилами
   настоящей  статьи,  приобретают равное с нанимателем  и  остальными
   членами  его  семьи  право пользования жилым помещением,  если  эти
   граждане  являются или признаются членами его семьи (статья  53)  и
   если   при   вселении   между  этими  гражданами,   нанимателем   и
   проживающими  с  ним членами его семьи не было иного  соглашения  о
   порядке пользования жилым помещением.
       Таким   образом,   действующее   федеральное   законодательство
   предусматривает вселение членов семьи собственника в  принадлежащее
   ему  жилое  помещение без заключения с ними каких-либо  гражданско-
   правовых  договоров. Вселение собственником членов  семьи  является
   самостоятельным   правовым  основанием  к  пользованию   имуществом
   (жилым  помещением) собственника. Для членов семьи собственника  ч.
   2  ст.  54 ЖК РСФСР и п. ст. 292 ГК РФ устанавливаются определенные
   правовые  последствия  вытекающие из их совместного  проживания,  а
   именно   дееспособные  члены  семьи  собственника,  проживающие   в
   принадлежащем   ему   жилом   помещении,   несут    солидарную    с
   собственником  ответственность  по  обязательствам,  вытекающим  из
   пользования  жилым  помещением, они приобретают  право  пользования
   жилым   помещением   и   сохраняют  его  и   при   переходе   права
   собственности к другим лицам.
       Таким образом, гражданское законодательство предусматривает как
   специальный   порядок   при   вселении   членов   семьи,   так    и
   предусматривает  особые правовые последствия вытекающие  из  такого
   факта.
       Вместе  с  тем,  ч.  2  ст. 6 Закона Российской  Федерации  "Об
   основах  федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N  4218-1  (в
   ред.  Федеральных законов от 12.01.96 N 9-ФЗ, от 21.04.97 N  68-ФЗ,
   от  10.02.99  N  29-ФЗ, от 17.06.99 N 113-ФЗ) устанавливается,  что
   собственник  недвижимости  в жилищной сфере  либо  ее  части  имеет
   право   в   порядке,   установленном  законодательством,   владеть,
   пользоваться  и  распоряжаться ею, в  том  числе  сдавать  в  наем,
   аренду,   отдавать  в  залог,  в  целом  и  по  частям,  продавать,
   видоизменять,  перестраивать или сносить, совершать иные  действия,
   если  при  этом  не  нарушаются действующие нормы,  жилищные,  иные
   права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
       Ст.  288  ГК  РФ устанавливается, что собственник  осуществляет
   права  владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым
   помещением  в  соответствии  с  его  назначением  (п.   1);   жилые
   помещения  могут  сдаваться  их собственниками  для  проживания  на
   основании договора (ч. 3 п. 2).
       Из  данных  норм следует, что собственник вправе  распорядиться
   жилым  помещением,  в том числе и предоставить  его  в  пользование
   иным  гражданам, такое предоставление осуществляется  на  основании
   договора.   Для   лиц,   вселяемых  на   основании   договора,   не
   предусмотрены правовые последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 54  ЖК
   РСФСР и ст. 292 ГК РФ.
       Таким  образом,  установление в Перечне документов,  являющихся
   основанием  для  вселения (заселения) граждан в жилые  помещения  в
   Москве  и  Московской области, представляемых жилищными органами  в
   органы   регистрационного  учета  особенностей   в   предоставлении
   документов  на  регистрацию при вселении близких  родственников  не
   противоречит  федеральному  законодательству.  Письменное  согласие
   собственника  на  вселение близких родственников  в  данном  случае
   является  документом подтверждающие субъективное  право  гражданина
   на  проживание  в  жилище,  которое  он  выбрал  в  качестве  места
   жительства,  и  мерой,  обеспечивающая  защиту  прав  собственников
   этого жилища.
       Как  усматривается  из пункта 3 Перечня право  собственника  на
   вселение  в  принадлежащее жилое помещение граждан,  не  являющихся
   близкими  родственниками,  не  ограничивается,  поскольку  этим  же
   пунктом   предусматривается,  что  для   регистрации   могут   быть
   представлены  и иные документы, подтверждающие право  проживания  в
   жилом  помещении,  в том числе предусмотренные в  абз.  1  (договор
   купли-продажи,  договор  дарения,  договор  мены,  свидетельство  о
   праве   на   наследство,   договор  ренты,   договор   пожизненного
   содержания с иждивением).
       Не  противоречат федеральному законодательству установленные  в
   абз.  4  п.  5  Перечня  нормы,  предусматривающие,  что  требуется
   письменное  согласие  нанимателя, а также всех  проживающих  с  ним
   совершеннолетних  членов семьи, в том числе  бывших  членов  семьи,
   которые  продолжают проживать в занимаемом ими жилом  помещении,  о
   вселении в жилое помещение близких родственников.
       Таким   образом,   Перечень   не  предусматривает   возможность
   предоставление  не  родственниками нанимателей  жилых  помещений  в
   общежитиях,    каких-либо   документов,   позволяющих   осуществить
   регистрацию.
       Статьей 109 ЖК РСФСР предусмотрено, что для проживания рабочих,
   служащих,  студентов,  учащихся, а также других  граждан  в  период
   работы  или  учебы  могут использоваться общежития.  Под  общежития
   предоставляются  специально построенные или  переоборудованные  для
   этих   целей  жилые  дома.  Общежития  укомплектовываются  мебелью,
   другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми  для
   проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
       Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования
   ею  определяется  законодательством Союза ССР и  Советом  Министров
   РСФСР.
       Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N  328  "Об
   утверждении   Примерного   положения   об   общежитиях"   (в   ред.
   постановления  Правительства  РФ  от  23.07.93  N  726)  утверждено
   Примерное положение об общежитиях.
       Положением устанавливается порядок предоставления жилой площади
   в   общежитиях   государственных   и   муниципальных   предприятий,
   учреждений,   организаций,   учебных   заведений   и   общественных
   объединений  (именуются  в  дальнейшем - объединения,  предприятия,
   учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею.
       Согласно  п.  2  Положения  -  общежития  предназначаются   для
   проживания  рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также  других
   граждан  в  период  работы  или учебы, п.  2  устанавливается,  что
   общежития  создаются для проживания одиноких граждан, а  также  для
   проживания семей (преимущественно молодых).
       Таким    образом,    действующим   жилищным   законодательством
   предусматривается,   что  жилые  помещения   в   общежитиях   имеют
   специальное, целевое назначение - жилья для временного  проживания,
   обладающего  и  особым  правовым  режимом  (невозможность   обмена,
   раздела,  поднайма и т.д.). Гражданам, проживающим в общежитиях  не
   предоставляется  право вселения в занимаемые  ими  жилые  помещения
   иных лиц, помимо членов семьи.
       В  связи  с  чем, нормы абз. 4 п. 5 Перечня, предусматривающие,
   что  для  вселения  близких  родственников  в  общежитие  требуется
   согласие   нанимателя,   а   также   всех   проживающих    с    ним
   совершеннолетних членов семьи, и не предусматривает  предоставление
   такого   согласия   на   вселение   иных   лиц,   не   противоречат
   законодательству,   поскольку  вселение  граждан,   не   являющихся
   членами семьи в общежития в связи с особенностями правового  режима
   этого  жилья,  исключают  возможность  заселения  его  посторонними
   гражданами. Поскольку нанимателям общежитий не предоставлено  право
   вселять  в  занимаемое  помещение  посторонних  граждан,  то  такие
   помещения не могут являться местом жительства для указанных лиц,  в
   связи с чем, основания к регистрации отсутствуют.
       То   обстоятельство,  что  в  оспариваемых  заявителем   нормах
   указывается  на вселение близких родственников, тогда  как  нормами
   ст.  54  ЖК РФ, ст. 292 ГК РФ регулируются вопросы вселения  членов
   семьи  нанимателя и собственника жилого помещения, также  не  может
   являться   основанием   к  признанию  оспариваемых   норм   Перечня
   противоречащим федеральному законодательству.
       Постановление  Правительства Москвы и Правительства  Московской
   обл.   N   241-28   не   содержит  определение   понятия   "близкий
   родственник" применительно к данному правовому акту.
       Ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР предусматривается, что наниматель вправе в
   установленном  порядке  вселить  в занимаемое  им  жилое  помещение
   своего    супруга,   детей,   родителей,   других    родственников,
   нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на  это  письменное
   согласие  всех совершеннолетних членов своей семьи. На  вселение  к
   родителям  их  детей,  не достигших совершеннолетия,  не  требуется
   согласия остальных членов семьи.
       Ч.   1   ст.  292  ГК  РФ  устанавливается,  что  члены   семьи
   собственника,  проживающие  в принадлежащем  ему  жилом  помещении,
   имеют    право    пользования   эти   помещением    на    условиях,
   предусмотренных жилищным законодательством.
       Таким образом, ч. 1 ст. 292 ГК РФ, устанавливающая права членов
   семьи,  является  отсылочной  нормой.  Жилищным  законодательством,
   регулируется   вопрос   о   вселении  супруга,   детей   и   других
   родственников.
       В  связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что термин
   "близкие  родственники"  в  постановлении  Правительства  Москвы  и
   Московской  области  N 241-28, употребляется в  широком  смысле,  и
   является тождественным понятию "члены семьи".
       Вместе  с  тем,  абз.  6 п. 3 и абз. 2 п.  5  Перечня  в  части
   устанавливающей,  что при вселении по месту жительства  граждан  на
   жилую   площадь   на  праве  частной  собственности  представляются
   письменное  согласие  собственника (собственников)  жилой  площади,
   зарегистрированного  на данной жилой площади,  о  вселении  близких
   родственников, зарегистрированных по месту жительства в Москве  или
   Московской  области;  при вселении по месту  жительства  граждан  в
   общежития  внутриведомственный ордер,  выданный  организацией,  КЭЧ
   (КЭУ)   с  согласия  местного  органа  исполнительной  власти,   на
   вселение  в отдельное жилое помещение семейного общежития  граждан,
   зарегистрированных в Москве или Московской области,  в  части  слов
   "зарегистрированных  по  месту жительства  в  Москве  и  Московской
   области"  противоречат  федеральному  законодательству  и  подлежат
   признанию не действующими и не подлежащими применению.
       Из  содержания данных норм Перечня следует, что документы могут
   быть   представлены,   а  следовательно  послужить   основанием   к
   регистрации,  только  в  том случае, если  вселяемый  собственником
   близкий родственник имеет регистрацию по месту жительства в  Москве
   и  Московской области. Однако действующие номы ЖК РСФСР и ГК РФ  не
   предусматривают   ограничение   права   собственника   вселить    в
   принадлежащее ему жилое помещение близких родственников не  имеющих
   регистрации по месту жительства в Москве и Московской области.
       Аналогичным  образом,  установление в  абз.  2  п.  5  Перечня,
   условия о наличии регистрации в Москве или Московской области,  при
   предоставлении  документов для регистрации  в  предоставленных  для
   проживания общежитиях, ограничивает права граждан не имеющих  такой
   регистрации в Москве или Московской области).
       В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены
   на  основании федерального закона и только в той мере, в какой  это
   необходимо   в   целях   защиты   основ   конституционного   строя,
   нравственности,  здоровья, прав и законных  интересов  других  лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       Установление  в  абз. 6 п. 3 и абз. 2 п. 5  ограничивает  права
   граждан  не  имеющих регистрации в Москве и Московской  области  на
   вселение  и  регистрацию  в  жилых  помещениях  предоставленных  им
   собственниками, в общежитиях, предоставленных им в связи с  работой
   или обучением.
       В  соответствии  с п. 2 постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской  Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении  изменений
   и  дополнений  в  некоторые постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской  Федерации"  решение по делу о признании  противоречащим
   закону  нормативного правового акта или сообщение о  таком  решении
   должно  быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором
   был  опубликован  данный нормативный правовой акт,  о  чем  следует
   указать  в  резолютивной части решения (ст.  35  Закона  Российской
   Федерации "О средствах массовой информации").
       Поскольку  текст  документа опубликован в изданиях:  "Тверская,
   13",  "Вестник Мэрии Москвы", "Информационный вестник Администрации
   Московской  области", то сообщение о принятом решении  должно  быть
   опубликовано в этих же средствах массовой информации.
       На  основании  изложенного,  ст. 191-197  ГПК  РСФСР,  судебная
   коллегия
   
                                решила:
   
       заявление Б., Х. удовлетворить частично.
       Признать  противоречащими  федеральному  законодательству,   не
   действующими и не подлежащими применению со дня вступления  решения
   в  законную  силу  нормы абз. 6 п. 3 и абз. 2 п.  5  в  части  слов
   "зарегистрированных  по  месту жительства  в  Москве  и  Московской
   области"  Перечня  документов, являющихся основанием  для  вселения
   (заселения)  граждан  в  жилые  помещения  в  Москве  и  Московской
   области,    предоставляемых    жилищными    органами    в    органы
   регистрационного    учета   (приложение    2)    к    постановлению
   Правительства   Москвы  и  Правительства  Московской   области   от
   30.03.1999  N  241-28 "Об утверждении Правил регистрации  и  снятия
   граждан  с  регистрационного учета по месту пребывания и  по  месту
   жительства в Москве и Московской области".
       В  удовлетворении требований Б., Х. о признании противоречащими
   федеральному  законодательству, не действующими  и  не  подлежащими
   применению  норм  абз. 5 и 6 п. 3 и абз. 4 п. 5  в  части  слов  "о
   вселении  близких  родственников"  Перечня  документов,  являющихся
   основанием  для  вселения (заселения) граждан в жилые  помещения  в
   Москве  и Московской области, предоставляемых жилищными органами  в
   органы   регистрационного  учета  (приложение  2)  к  постановлению
   Правительства   Москвы  и  Правительства  Московской   области   от
   30.03.1999  N  241-28 "Об утверждении Правил регистрации  и  снятия
   граждан  с  регистрационного учета по месту пребывания и  по  месту
   жительства в Москве и Московской области" отказать.
       Сообщение  о  принятом  решении  должно  быть  опубликовано   в
   средстве  массовой  информации, в котором  был  опубликован  данный
   нормативный  правовой акт - газете "Тверская, 13",  "Вестник  Мэрии
   Москвы",    "Информационный   вестник   Администрации    Московской
   области".
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz