Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО ЦТУ ОТ 24.04.2003 N 51-11/9647 О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРОТЕСТОВ ПРОКУРОРОВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
   
                                ПИСЬМО
                   от 24 апреля 2003 г. N 51-11/9647
   
        О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ
          ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРОТЕСТОВ ПРОКУРОРОВ
             ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
   
      Для использования в практической  деятельности  направляем  вам
   подготовленный   отделом  контроля  за  соблюдением  законности  в
   таможенных  органах  правовой  службы  Управления  обзор  практики
   рассмотрения   жалоб   и   протестов   прокуроров   по   делам  об
   административных  правонарушениях  на  постановления,   вынесенные
   таможенными органами за I квартал 2003 года.
   
                                                          Заместитель
                                              начальника Управления -
                                            начальник правовой службы
                                          полковник таможенной службы
                                                         В.И. Рягузов
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                к письму Центрального
                                               таможенного управления
                                    от 24 апреля 2003 г. N 51-11/9647
   
      1. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению
   по п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава административного
   правонарушения)  в случае неустановления  при производстве по делу
   об административном правонарушении лица, его совершившего.
      Московской северной    таможней   было   возбуждено   дело   об
   административном  правонарушении  по  ч.  1  ст.  16.2  Кодекса  в
   отношении   ООО.   В   ходе   производства   по  делу  достаточных
   доказательств участия ООО в  правонарушении,  объективная  сторона
   которого   предусмотрена   ч.   1  ст.  16.2,  таможенным  органом
   установлено не было.  Более того, при производстве выяснилось, что
   ООО  не  является  участником внешнеэкономической деятельности,  а
   потому не может быть субъектом правонарушения по  ч.  1  ст.  16.2
   Кодекса.  В  отношении ООО дело об административном правонарушении
   было   прекращено   за   отсутствием   состава   административного
   правонарушения по п. 2 ст. 24.5 Кодекса.
      В дальнейшем по указанному факту недекларирования товаров  было
   возбуждено  дело  об  административном  правонарушении в отношении
   неустановленного лица по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
      В ходе   административного   расследования   лицо,  совершившее
   правонарушение,  выразившееся  в   недекларировании   товаров,  не
   установлено,  в  связи  с чем должностным лицом таможенного органа
   было вынесено постановление о прекращении производства по делу  об
   административном правонарушении по п. 2 ст. 24.5 Кодекса.
      С данным постановлением не согласился транспортный  прокурор  и
   принес   в   Управление   протест   на   незаконность  вынесенного
   постановления   о    прекращении    дела    об    административном
   правонарушении в отношении неустановленного лица по п.  2 ст. 24.5
   Кодекса с требованием отмены постановления и  направления  дела  в
   таможенный орган на новое рассмотрение.
      В ходе  рассмотрения  протеста   прокурора   Управлением   было
   отмечено,   что  с  учетом  требований  КоАП  России  по  делу  об
   административном     правонарушении     подлежит     обязательному
   установлению  лицо,  совершившее  административное правонарушение.
   Частью 1 ст.  2.1 КоАП России на законодательном уровне  определен
   состав  административного  правонарушения  -  как противоправного,
   виновного  действия  (бездействия)  физического  или  юридического
   лица,   за   которое   Кодексом   предусмотрена   административная
   ответственность.
      Соответственно   Кодекс    под    составом    административного
   правонарушения   подразумевает    совокупность   субъективных    и
   объективных признаков  - как  элементов состава,  одним из которых
   является         наделенный         административно-процессуальной
   правоспособностью   субъект    правонарушения.      Следовательно,
   должностным  лицом  таможенного  органа,  у  которого находилось в
   производстве дело об  административном правонарушении в  отношении
   неустановленного лица, правомерно была применена норма  п.  2  ст.
   24.5   КоАП   России,   предусматривающая   обязанность    вынести
   постановление   о    прекращении   производства    по   делу    об
   административном    правонарушении    за    отсутствием    состава
   административного правонарушения.
      В связи  с изложенным постановление Московской северной таможни
   Управлением было оставлено без изменения,  а протест транспортного
   прокурора без удовлетворения.
      2. Изменение    экспортером    вида    внешнеторговой    сделки
   купли-продажи  на  обмен  эквивалентными  по  стоимости   товарами
   (бартер)  после  фактического  их  вывоза  из России с соблюдением
   установленных   требований   валютного   законодательства   и    с
   обязательной встречной поставкой товаров, равноценных  вывезенным,
   не образует события административного  правонарушения по ч. 1  ст.
   16.17 КоАП РФ.
      ОАО  заключило  контракт  международной  купли-продажи товаров,
   согласно которому  эти товары  вывезло из  Российской Федерации  в
   таможенном  режиме  экспорта.    При  этом   ОАО  были   соблюдены
   требования валютного законодательства.
      В последующем   ОАО  внесло  изменение в контракт международной
   купли-продажи,  согласно  которому  покупатель  принимал  на  себя
   обязанность  поставить в Россию для ОАО эквивалентные по стоимости
   товары.  В результате изменился вид контракта с купли-продажи   на
   обмен равноценными товарами (бартер).
      ОАО получило в Минэкономразвития РФ паспорт бартерной сделки  с
   особой  отметкой,  с  учетом  которого  производилось   таможенное
   оформление  товаров  в  режиме  экспорта.  В  дальнейшем ОАО уже в
   другом  таможенном  органе  оформило  встречную поставку товаров в
   таможенном  режиме  "Выпуск   для  свободного  обращения".    Банк
   экспортера,  выдавший   данной  организации   паспорт   экспортной
   сделки,  признал   встречную  поставку   в  качестве   поступления
   валютной выручки за вывезенные ранее товары.
      Однако в  таможенном   органе,   где   проводилось   таможенное
   оформление  вывозимых  в  режиме экспорта товаров, было возбуждено
   дело  об  административном  правонарушении  в  отношении  ОАО   по
   признакам ч. 1 ст. 16.17 КоАП РФ.  Должностными лицами таможенного
   органа, проводившими административное расследование и рассмотрение
   дела об административном правонарушении, действия ОАО неверно были
   квалифицированы по ч. 1 ст. 16.17 КоАП РФ. Несмотря на то, что при
   производстве  по  делу  об  административном  правонарушении  было
   установлено осуществление встречной поставки товаров  и  признание
   банком  экспортера  грузовой  таможенной декларации за возвращение
   валютной  выручки.  Постановлением  Московской  западной   таможни
   организация была привлечена к административной ответственности.
      При рассмотрении   Управлением   жалобы   ОАО,   поданной    на
   неправильное  применение  таможенным  органом  норм  материального
   права при привлечении  к  административной  ответственности,  было
   установлено,  что при наличии имеющихся в деле об административном
   правонарушении материалов,  впоследствии подтвержденных таможенным
   органом,  проводившим  оформление  встречной  поставки  товаров  и
   поступивших   в   адрес   ОАО,   действия   организации   являются
   правомерными    и   не   образующими   события   административного
   правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.
   16.17 КоАП РФ.
      Жалоба организации   была   удовлетворена,   а    постановление
   таможенного    органа    о    привлечении    к    административной
   ответственности отменено.
      3. Постановление   таможенного   органа   о    привлечении    к
   административной ответственности юридического лица подлежит отмене
   в связи с тем,  что за данное правонарушение это же лицо уже  было
   привлечено  таможенным  органом к административной ответственности
   (ч.  5 ст.  4.1 "Никто не может быть привлечен к  административной
   ответственности дважды за одно и то же").
      ОАО заключило контракт  международной  купли-продажи,  согласно
   которому  экспортировало  из России товары на сумму 57517 долларов
   США.
      В ходе  проведенных  таможенным органом проверочных мероприятий
   от уполномоченного экспортером банка были получены  сведения,  что
   часть  валютной  выручки от экспорта товаров - 22252 доллара США -
   была зачислена на текущий валютный счет  экспортера  с  нарушением
   сроков, другая часть - 35265 долларов США - в банк не поступила.
      По данным фактам Ногинской таможней было возбуждено в один день
   два  дела об административных правонарушениях N 10126000-272/02 по
   ч.  2 ст.  16.17 и N 10126000-272/02 по ч. 1 ст. 16.17  Кодекса об
   административных правонарушениях Российской Федерации.
      После проведения  административного  расследования  на   момент
   составления    протокола    об   административном   правонарушении
   должностным лицом таможенного  органа  было  установлено,  что  по
   делу,  возбужденному  по ч. 1 ст. 16.17 Кодекса,  валютная выручка
   была  зачислена  еще  до  возбуждения  дела  об   административном
   правонарушении,  но  также  с  нарушением установленных сроков.  В
   связи с чем протокол об административном  правонарушении  по  делу
   был составлен по ч. 2 ст. 16.17 Кодекса.
      По результатам   рассмотрения   за   ненадлежащее    исполнение
   требований   таможенного   режима   экспорта   по  двум  делам  об
   административных правонарушениях по одному и тому же  контракту  и
   паспорту  экспортной сделки ОАО постановлениями таможенного органа
   было привлечено к административной ответственности  по  ч.  2  ст.
   16.17 Кодекса.
      На данные  постановления  таможенного   органа   в   Управление
   транспортным прокурором было принесено два протеста с требованиями
   отмены постановлений  в  обоих  случаях.  В  мотивировочной  части
   протестов  транспортный  прокурор ссылался на норму ч.  5 ст.  4.1
   Кодекса  - "Никто   не   может   дважды   нести   административную
   ответственность за одно и то же".
      При рассмотрении Управлением протестов транспортного  прокурора
   было  установлено,  что  за данное административное правонарушение
   может быть применена только одна санкция.  Нарушение ОАО принятого
   на   себя   обязательства   о   зачислении   валютных   средств  в
   уполномоченный банк по  одному  контракту  и  паспорту  экспортной
   сделки,  выразившееся  в  зачислении  этих  средств  частями  и  с
   нарушением установленных сроков, является ни чем иным, как одним и
   тем   же   административным  правонарушением,  ответственность  за
   которое установлена ч.  2 ст.  16.17 КоАП России,  которая  должна
   применяться к лицу один раз в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.
      Принимая во внимание,  что размер наложенных наказаний  в  виде
   административного  штрафа  в  каждом  из  постановлений  одинаков,
   Управлением принято решение  одно  из  постановлений  по  делу  об
   административном правонарушении отменить и дело прекратить, второе
   постановление по делу оставить без изменения.
      4. Неустранимые сомнения в  виновности  лица,  привлекаемого  к
   административной  ответственности,  толкуются в пользу обвиняемого
   (ч. 4 ст. 1.5 КоАП России).
      Постановлением Брянской таможни от 10 ноября 2002 г. по делу об
   административном  правонарушении  N   10102000-1937/02   гражданка
   Украины О.В. была привлечена к административной ответственности по
   ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
      При рассмотрении    Управлением   поданной   О.В.   жалобы   на
   постановление Брянской таможни о  привлечении  к  административной
   ответственности   на основании материалов дела об административном
   правонарушении установлено следующее.
      Гражданка  О.В.  прилетела  в  Россию  из  США  и  в  аэропорту
   "Шереметьево-2" задекларировала ввозимую иностранную валюту.   При
   следовании  в  поезде  международного  железнодорожного  сообщения
   Москва  -  Одесса  на   т/п  "Волочаевский"  должностными   лицами
   Брянской  таможни  при  проведении  таможенного  досмотра в багаже
   О.В.   была обнаружена  незадекларированнная иностранная  валюта в
   размере  6500  долларов  США.    Однако  из  материалов  дела   об
   административном правонарушении,  возбужденного по  данному факту,
   следует, что по показаниям  одного свидетеля - проводника  поезда,
   должностным  лицом  Брянской  таможни  предлагалось О.В. заполнить
   таможенную  декларацию  установленной  формы  ТД-6,  но  О.В.   не
   попросила декларацию ввиду того,  что растерялась.  По  показаниям
   другого свидетеля -  пассажира поезда, должностным  лицом Брянской
   таможни предлагалось г-ке  О.В.  заполнить  таможенную декларацию.
   Из доводов  жалобы О.В.  следует, что  инспектор Брянской  таможни
   вообще не  предоставил ей  таможенную декларацию  для заполнения в
   письменной  форме  по  ее  просьбе  ввиду  того,  что  у  нее была
   оформленная  Шереметьевской  таможней  декларация  на ввезенную из
   США иностранную  валюту, которая  проходила предметом  по делу  об
   административном  правонарушении.   Указанные  противоречия должны
   были   быть   устранены   в   ходе   производства   по   делу   об
   административном  правонарушении.   Таким  образом, обстоятельства
   дела полностью не установлены.
      В соответствии   с   принципом   виновной  ответственности  при
   назначении наказания  неустранимые  сомнения  в  виновности  лица,
   привлекаемого  к  административной  ответственности,  толкуются  в
   пользу   обвиняемого.   Жалоба   О.В.   была   удовлетворена,    а
   постановление   Брянской   таможни  по  делу  об  административном
   правонарушении N 10102000-1937/02 отменено,  производство по  делу
   прекращено  в связи с недоказанностью обстоятельств,  на основании
   которых было вынесено постановление.
      5. Недоказанность      обстоятельств,      указывающих       на
   противоправность поведения лица,  привлекаемого к административной
   ответственности,  является  основанием  для  отмены  постановления
   таможенного   органа   о   привлечении   лица  к  административной
   ответственности (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП России).
      В Центральное   таможенное   управление   поступила  жалоба  от
   предприятия - перевозчика ИП на постановление Московской  западной
   таможни    по    делу   об   административном   правонарушении   N
   10122000-757/02 от 13.01.2003.
      Предприятие -  перевозчик  ИП Московской западной таможней было
   признано виновным в совершении административного правонарушения по
   ч.   2  ст.  16.9  КоАП  России  с  назначением  административного
   наказания за недоставление  необходимых  документов  (инвойса)  на
   перевозимые товары по процедуре МДП.
      При рассмотрении  жалобы,  исследовании  материалов   дела   об
   административном   правонарушении  и   доводов  представителей  ИП
   Управлением установлено следующее.
      Водитель автомобиля,  на  котором  перевозились ИП товары,  при
   пересечении польско-белорусской  границы   предоставил  таможенным
   органам  Республики Беларусь пакет сопроводительных документов,  а
   последние   сопроводили   под   своим   контролем   автомобиль   с
   перевозимыми  товарами   до   российско-белорусской границы,   где
   впоследствии передали документы представителям таможенных  органов
   России. В дальнейшем указанный автомобиль по территории России был
   препровожден  под  таможенным  контролем  до   таможенного   поста
   "Ясеневский"  Московской  западной таможни.  При этом документы на
   данный товар перевозились СОБР в пакете-сейфе.
      Материалами дела установлено,  что водителем ИП  после перехода
   польско-белорусской    границы,    где     он    передал     пакет
   сопроводительных  документов  белорусским  таможенникам,  не  была
   предоставлена возможность доступа к документам вплоть до  прибытия
   на   склад    временного   хранения.      Недоставленный    инвойс
   предположительно остался в таможенных органах Республики  Беларусь
   после  получения   ими  документов   от  водителя   ИП.     Данное
   обстоятельство  никак  не  проверялось  и  не  исследовалось   при
   проведении административного  расследования по  делу.   В связи  с
   чем  постановление   Московской  западной   таможни  вынесено   на
   основании  материалов,  недостаточных  для  признания  вины  ИП  в
   совершении административного  правонарушения, предусмотренного  ч.
   2 ст. 16.9 КоАП России.
      Принимая во внимание,  что совершение противоправного  действия
   ИП,   предусмотренного  диспозицией  ч.  2  ст.  16.9  Кодекса, не
   доказано,  Управление отменило  постановление  Московской западной
   таможни    по    делу   об   административном   правонарушении   N
   10122000-757/02  от  13.01.2003  по  п.  2  ст.  24.5  Кодекса  за
   недоказанностью объективной стороны правонарушения.
      6. Необходимость     вызова    на    рассмотрение    дела    об
   административном правонарушении свидетеля,  ранее опрошенного  при
   производстве  по делу об административном правонарушении,  и отвод
   лица, присутствующего при рассмотрении дела, но ранее проводившего
   по  нему административное расследование,  не  является  основанием
   для  отмены  постановления   таможенного   органа   по   делу   об
   административном   правонарушении  в  случае  привлечения  лица  к
   административной ответственности.
      25.12.2002 постановлением   Липецкой   таможни   по   делу   об
   административном  правонарушении  N  10109000-76/02  ОАО  признано
   виновным    в    совершении    административного   правонарушения,
   ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России
   с  назначением наказания в виде административного штрафа в размере
   одной    второй    стоимости    товара,    явившегося    предметом
   административного правонарушения, что составило 712167,46 рубля.
      Изучением материалов дела  об  административном  правонарушении
   было установлено следующее.
      ОАО представило  для  таможенного  оформления  ГТД  и  комплект
   документов для выпуска товара в свободное обращение.  Согласно гр.
   47 ГТД таможенные  платежи  были  начислены  в  размере  120932,83
   рубля.  В  ходе   проверки  сведений,  заявленных в ГТД,  на этапе
   контроля таможенных платежей было  установлено,  что  в  графе  47
   неверно   заявлена  таможенная  стоимость  декларируемого  товара.
   Таможенная стоимость товара является основой для начисления сборов
   за таможенное оформление ввозной пошлины и НДС.  Согласно графе 45
   ГТД   и    представленных    документов    таможенная    стоимость
   декларируемого товара  составляла 1424335,00 рубля. Следовательно,
   при  таможенном  оформлении  данного   товара   подлежали   уплате
   таможенные платежи в размере 543383,81 рубля.  Таким образом,  ОАО
   заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости товара.
      Декларантом данного  товара от имени ОАО выступала инженер бюро
   учета таможенных платежей отдела декларирования  импортных  грузов
   Н.П. Данное лицо было опрошено в качестве свидетеля по делу.
      При рассмотрении дела  в  Липецкой  таможне  присутствовал  ст.
   помощник  Липецкого  транспортного  прокурора  А.С.,  которым было
   заявлено  устное  ходатайство  о  невозможности   присутствия   на
   рассмотрении  дела  ведущего  инспектора ОТР А.Н.,  так как данное
   дело  находилось  у  него  в  производстве.  Ходатайство  старшего
   помощника  прокурора  было  отклонено,  так  как нормами закона не
   ограничено присутствие на рассмотрении дела лица,  в  производстве
   которого находилось данное дело.
      Липецким транспортным  прокурором  в  Управление  был  принесен
   протест   на   постановление   Липецкой   таможни   по   делу   об
   административном правонарушении N 10109000-76/02 о привлечении ОАО
   к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса.
      Руководствуясь  ст.  24.5,   25.11,  30.10  Кодекса,   прокурор
   требовал  дело  об  административном  правонарушении  отменить   и
   направить на  новое рассмотрение.   В протесте  излагались доводы,
   что   постановление   таможенного    органа   о   привлечении    к
   административной   ответственности    организации    вынесено    с
   существенным   нарушением   требований   ст.   29.7   Кодекса  при
   рассмотрении дела.
      В протесте прокурор  указывал на невозможность  присутствия при
   рассмотрении дела об административном правонарушении  должностного
   лица  таможенного  органа,  проводившего  по нему административное
   расследование,  и  на  необходимость  присутствия при рассмотрении
   дела главного свидетеля - работника ОАО.
      Центральным таможенным  управлением  были рассмотрены материалы
   дела  об  административном   правонарушении   в   отношении   ОАО.
   Обстоятельств,     исключающих    производство    по    делу    об
   административном правонарушении по ст.  24.5 Кодекса и исключающих
   возможность  рассмотрения  данного дела должностным лицом Липецкой
   таможни, в материалах дела и в доводах протеста не установлено.
      Управление считает,   что   в   данном   случае   необходимость
   присутствия   при   рассмотрении    дела    об    административном
   правонарушении свидетеля Н.П. не является обстоятельством, которое
   существенно  при  рассмотрении  дела  для  вынесения  законного  и
   обоснованного  постановления,  так  как  в  ходе административного
   расследования   данное   лицо   уже   было   опрошено   по    всем
   обстоятельствам дела об административном правонарушении.
      Показания других свидетелей не противоречили показаниям Н.П., в
   связи  с  чем  при  рассмотрении дела у должностного лица Липецкой
   таможни   отсутствовала   необходимость   дополнительного   вызова
   свидетеля   Н.П.  на  рассмотрение  для  устранения  противоречий.
   Ходатайство прокурора о невозможности присутствия при рассмотрении
   дела   об   административном   правонарушении   должностного  лица
   таможенного органа,  проводившего административное  расследование,
   не   является   препятствием   к   продолжению   рассмотрения.   В
   соответствии с ч.  2 ст.  29.7 Кодекса при  рассмотрении  дела  об
   административном правонарушении должностным лицом, на рассмотрение
   которого поступило дело,  могут быть  заслушаны  показания  других
   лиц,  в  том числе и ранее участвовавших в производстве по делу об
   административном правонарушении.
      Исходя из   изложенного   Управлением   постановление  Липецкой
   таможни оставлено без изменения,  протест прокурора  оставлен  без
   удовлетворения.
   
                                                          Заместитель
                                              начальника Управления -
                                            начальник правовой службы
                                          полковник таможенной службы
                                                         В.И. Рягузов
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz