Вопрос: Относятся ли к расходам на рекламу в целях
налогообложения прибыли организации, занимающейся производством и
реализацией лекарственных средств рецептурного отпуска, следующие
затраты: на размещение информации о производимых препаратах в
специализированных медицинских изданиях; участие медицинских
представителей организации во врачебных симпозиумах и
конференциях; на апробацию практикующими врачами производимых
лекарственных средств?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 мая 2003 г. N 26-12/26599
Расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения
прибыли в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в
Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в
этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено
Кодексом.
Соответственно термин "реклама" понимается для целей
налогообложения прибыли в значении Федерального закона от
18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).
При этом закрытый перечень расходов на рекламу, учитываемых
для целей налогообложения прибыли в размере фактических расходов,
предусмотрен абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам на рекламу в целях
налогообложения прибыли, в частности, относятся расходы на
рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том
числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и
телекоммуникационные сети.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее -
Закон N 2124-1) под средством массовой информации (далее - СМИ)
понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-,
видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой информации.
К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы,
альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название,
текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.
Статьей 2 Закона N 2124-1 определено, что к
специализированному СМИ относится такое СМИ, для регистрации или
распространения продукции которого указанным Законом установлены
специальные правила.
Следовательно, специализированные медицинские издания (газеты,
журналы, справочники, каталоги) могут быть отнесены к
специализированным СМИ в случае, если они имеют постоянное
название, текущий номер, выходят в свет не реже одного раза в
год, и для регистрации или распространения продукции (тиража или
части тиража отдельного номера периодического печатного издания)
которых Законом N 2124-1 установлены специальные правила.
Остальные, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса,
расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с
Законом N 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса,
учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не
превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии
со ст. 249 Кодекса.
В соответствии со ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях,
начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для
неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать
интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и
начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний.
Согласно абзацу второму п. 2 ст. 16 Закона N 108-ФЗ реклама
лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также
реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники,
использование которых требует специальной подготовки, допускается
с учетом требований, предусмотренных абзацем 1 данного пункта,
только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и
фармацевтических работников.
Кроме Закона N 108-ФЗ рекламная кампания лекарственных средств
(в том числе рецептурного отпуска) регламентируется Федеральным
законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее -
Закон N 86-ФЗ) и Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон
N 3-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона N 86-ФЗ информация о
лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача,
допускается только в специализированных печатных изданиях,
рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.
Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы
обращения лекарственных средств может быть представлена в виде
монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах,
конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по
применению лекарственных средств, предназначенных для врачей.
Согласно п. 1 ст. 44 Закона N 86-ФЗ в СМИ допускается
реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта
врача.
Следовательно, реклама препаратов рецептурного отпуска
допускается только в непериодических специализированных
(медицинских и фармацевтических) печатных изданиях (например, в
различных медицинских и фармацевтических справочниках, брошюрах,
книгах - сборниках монографий, научных статей, докладов и др.),
которые не являются СМИ, с соблюдением обычных ограничений на
рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N
86-ФЗ, а именно:
- независимо от формы реклама должна соответствовать
фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при
клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям
государственного информационного стандарта;
- реклама не должна представлять лекарственное средство как
уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное,
исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить
в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или
патентованности лекарственного средства;
- реклама не должна подрывать репутацию
предприятий-производителей лекарственных средств, веру
потребителей в действие лекарственных средств;
- при рекламе лекарственного средства не допускается его
сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления
рекламного эффекта;
- реклама не должна создавать впечатление ненужности
медицинских консультаций или хирургических операций;
- реклама не должна содержать утверждений о том, что действие
лекарственного средства гарантировано.
Кроме того, в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 ст. 5
Закона N 108-ФЗ, если деятельность рекламодателя подлежит
лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а
также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна
сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".
Таким образом, названные выше затраты на размещение рекламной
информации о препаратах рецептурного отпуска в непериодических
специализированных медицинских печатных изданиях для
профессионалов, не являющихся СМИ и, следовательно, не
зарегистрированных как СМИ, с соблюдением ограничений на рекламу
лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ и
пунктами 3 и 4 ст. 5, а также абзацем 1 п. 2 ст. 16 Закона N
108-ФЗ, в качестве иных рекламных расходов учитываются для целей
налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации,
определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
При этом в соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 264 Кодекса к
расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли
относятся фактические расходы на изготовление рекламных брошюр и
каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых
и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
Согласно п. 3 ст. 46 Закона N 3-ФЗ распространение в целях
рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества, запрещается.
В целях налогообложения прибыли организации, занимающейся
производством и реализацией лекарственных средств рецептурного
отпуска, на основании Закона N 108-ФЗ и Закона N 86-ФЗ не
относятся к рекламным расходам затраты на распространение
(доведение) информации о производимой продукции (товарах),
предназначенной для врачей, в виде докладов медицинских
представителей организации-производителя на врачебных симпозиумах
и конференциях, понесенные при перечислении платы
организациям-устроителям данных научных мероприятий; а также на
апробацию практикующими врачами производимых лекарственных
средств.
В соответствии со ст. 28 Закона N 86-ФЗ
предприятия-производители лекарственных средств могут продавать
лекарственные средства или передавать их в распоряжение (имеющих
соответствующие лицензии):
- других предприятий-производителей лекарственных средств для
целей производства;
- предприятий оптовой торговли лекарственными средствами;
- аптечных учреждений;
- научно-исследовательских учреждений для
научно-исследовательской работы.
При этом согласно п. 16 ст. 270 Кодекса для определения
налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости
безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных
прав), в том числе сертифицированных лекарственных средств
рецептурного отпуска, переданных на добровольную апробацию, и
расходов, связанных с такой передачей.
Основание: письмо МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|