УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 1 июля 2003 г. N 26-12/38482
Вопрос: Российская организация выполняет
проектно-изыскательские работы по строительству и реконструкции
магистральных нефтепроводов на территории Российской Федерации. По
ряду работ организация заключила субподрядные договоры с
зарубежными организациями, в частности с проектным институтом -
резидентом Украины.
Предметом договора являются проектные работы (разработка
технической документации) по объекту, который находится на
территории Российской Федерации. Вместе с тем в него включен
перечень работ, которые должны проводиться на объекте (техническое
обследование, электрометрические изыскания, получение
согласований). Эти работы проводятся либо собственными силами
исполнителя, либо с привлечением других организаций из числа
резидентов Российской Федерации.
Проектная документация разрабатывается на территории Украины. В
то же время в пункте договора, определяющем порядок передачи
заказчику технической документации и результатов изыскательских
работ, записано, что место исполнения обязательств исполнителем -
место нахождения заказчика (г. Москва).
Организация просит разъяснить, должна ли она как источник
выплаты дохода иностранной организации - резиденту Украины
удерживать при оплате по указанному договору налог на доходы
иностранных организаций.
Ответ:
Начиная с 2002 года согласно ст. 246 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на
прибыль организаций наряду с российскими организациями являются
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в
Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов
иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской
деятельностью в Российской Федерации, которые относятся к доходам
иностранных организаций от источников в Российской Федерации и
подлежат налогообложению у источника выплаты этих доходов. В
данном перечне доходы иностранных организаций от выполнения работ
и оказания услуг на территории Российской Федерации не названы.
Пунктом 2 ст. 309 НК РФ установлено, что доходы, полученные
иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества
(кроме доходов от реализации акций российских организаций, более
50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося
на территории Российской Федерации, и доходов от реализации
недвижимого имущества, находящегося на территории Российской
Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории
Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного
представительства в Российской Федерации, обложению налогом у
источника выплаты не подлежат.
Таким образом, доходы иностранных организаций от выполнения
работ и оказания услуг на территории Российской Федерации подлежат
налогообложению только тогда, когда эта деятельность приводит к
образованию постоянного представительства иностранной организации
в Российской Федерации. В этом случае иностранная организация в
соответствии со ст. 286 НК РФ становится самостоятельным
плательщиком налога на прибыль. Особенности налогообложения
прибыли иностранных организаций, осуществляющих деятельность через
постоянное представительство в Российской Федерации, установлены
ст. 307 НК РФ.
Определение понятия "постоянное представительство иностранной
организации" для целей главы 25 НК РФ и критерии, на основании
которых деятельность иностранной организации считается приводящей
к образованию постоянного представительства, приведены в ст. 306
НК РФ.
В то же время ст. 7 НК РФ устанавливает, что если международным
договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем
предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то
применяются правила и нормы международных договоров Российской
Федерации.
Исходя из этого, при решении вопроса о том, приводит ли
деятельность иностранной организации к образованию постоянного
представительства, в первую очередь следует руководствоваться
положениями соответствующего международного соглашения об
избежании двойного налогообложения, а также положениями налогового
законодательства Российской Федерации, не противоречащими
положениям соглашения.
В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться
определением термина "постоянное представительство", которое
приведено в ст. 5 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Украины об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от
уплаты налогов от 08.02.95.
Согласно указанной статье выражение "постоянное
представительство" означает постоянное место деятельности, через
которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью
или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в
другом Договаривающемся Государстве. При этом соглашения не
определяют период времени, по истечении которого деятельность
иностранной организации на территории другого государства приводит
к образованию постоянного представительства (исключение составляют
строительные площадки), а также сроки начала и завершения
деятельности постоянного представительства. Поэтому при
определении сроков начала и завершения деятельности постоянного
представительства следует руководствоваться п. 3 ст. 306 НК РФ.
Следует также принимать во внимание, что согласно п. 3 ст. 306
НК РФ постоянное представительство иностранной организации
считается образованным с начала регулярного осуществления
предпринимательской деятельности через ее отделение.
Регулярной, в частности, является деятельность обособленных
подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных
встать на налоговый учет в налоговых органах в соответствии с п.
2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах
иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от
07.04.2000 N АП-3-06/124.
Согласно п. 2.1.1 указанного Положения в случае если
иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять
деятельность в Российской Федерации через отделение в течение
периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или
по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе
по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее
начала.
Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом
органе и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в
порядке, установленном п. 8 ст. 307 НК РФ, независимо от наличия
обязательств, с которыми законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации
связывают возникновение обязательств по уплате налогов.
В том случае, если иностранная организация осуществляет
деятельность по выполнению работ или оказанию услуг российской
организации за пределами Российской Федерации, доходы от такой
деятельности не могут рассматриваться как доходы от источников в
Российской Федерации и соответственно не подлежат обложению
налогом в Российской Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|