УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2003 г. N 11-24/68928
Вопрос: Правомерно ли привлечение индивидуального
предпринимателя к административной ответственности по ст. 15.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в
неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной
наличности?
Ответ:
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" предусмотрено, что налоговые органы осуществляют контроль за
соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями
требований данного Закона; осуществляют контроль за полнотой учета
выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением организациями и
индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники,
получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи
организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП), на организации и индивидуальных предпринимателей, которые
нарушают требования указанного Закона.
Согласно ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в
осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка
хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе
наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -
от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
от 29.11.2000 N БГ-3-08/415 утверждены Методические рекомендации
налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы
физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. 2 раздела II Методических рекомендаций исчисление
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится в
том числе физическими лицами, зарегистрированными в установленном
действующим законодательством порядке и осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой
деятельности.
Согласно п. 4 раздела II Методических рекомендаций
индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по налогу
на доходы физических лиц на основе данных Книги учета доходов и
расходов и хозяйственных операций (далее - Книга учета). Учет
доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в
соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных
операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным
совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка индивидуальные предприниматели
должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета
всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных
операций при осуществлении предпринимательской деятельности и
деятельности, осуществляемой частными нотариусами.
В соответствии с п. 3 Порядка данный Порядок не
распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по
которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и
отчетности, предусмотренная для субъектов малого
предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются
единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный
налог.
В соответствии с п. 4 Порядка учет доходов и расходов и
хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями
путем фиксирования в Книге учета операций о полученных доходах и
произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных
документов позиционным способом. В Книге учета отражаются
имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также
результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.
Решением Совета директоров Центрального банка России от
22.09.93 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в
Российской Федерации, регулирующий порядок ведения кассовых
операций в Российской Федерации предприятиями, объединениями,
организациями и учреждениями.
Следовательно, на индивидуальных предпринимателей не
распространяется Порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденный Советом директоров Центрального банка
России от 22.09.93 N 40.
Таким образом, привлечение индивидуальных предпринимателей к
административной ответственности за нарушение порядка работы с
денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности, неправомерно.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению в случае отсутствия события
административного правонарушения.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|