МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2004 г. N 256
О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. постановления Московской городской Думы от 20.10.2004 N
274)
Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21
июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Московская городская Дума постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Указа
Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об
утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения".
2. Утвердить текст запроса (приложение).
3. Утратил силу. - Постановление Московской городской Думы от
20.10.2004 N 274.
4. Поручить Аппарату Московской городской Думы оплатить
государственную пошлину в размере, определенном Федеральным
конституционным законом "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 6 октября 2004 г. N 256
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1995 ГОДА
N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО
И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
(ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ"
Пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20
февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов
исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения" (далее - Указ Президента Российской
Федерации N 176) утвержден представленный Правительством
Российской Федерации Перечень объектов исторического и культурного
наследия федерального (общероссийского) значения и установлено,
что к объектам исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры,
подлежащие охране как памятники государственного значения в
соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа
1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в
РСФСР" (приложение N 1) с дополнениями согласно постановлениям
Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624 и от 7
сентября 1976 года N 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от
17 декабря 1976 года N 2026-р и от 15 августа 1980 года N 1297-р,
постановлениям Совета Министров РСФСР от 21 мая 1982 года N 303,
от 26 сентября 1983 года N 443 и от 11 июля 1984 года N 306,
распоряжениям Совета Министров РСФСР от 9 января 1990 года N 27-р
и от 25 января 1990 года N 80-р, постановлению Правительства
Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 116, распоряжениям
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 июля
1993 года N 1190-р и от 23 июля 1993 года N 1301-р (СП РСФСР,
1976, N 17, ст. 134; 1982, N 13, ст. 84; 1984, N 13, ст. 108;
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации,
1993, N 28, ст. 2662; N 30, ст. 2827).
Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе
соответствия Указа Президента Российской Федерации N 176 части 3
статьи 11, пунктам "г" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76,
статьям 83-89, части 3 статьи 90, пунктам "в" и "г" части 1 статьи
114 Конституции Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации N 176 применяется судами и
органами исполнительной власти как одновременно регулирующий
отношения собственности, приватизации и вопросы охраны памятников
истории и культуры.
Указом Президента Российской Федерации N 176 все памятники
истории и культуры, подлежащие охране как памятники
государственного (республиканского) значения и принятые в
установленном порядке на государственный учет и охрану в период с
1960 по 1994 год, были отнесены к объектам исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения и
были включены в утвержденный Перечень объектов исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В указанный Перечень без учета мнения субъектов Российской
Федерации были включены:
1) объекты, ранее отнесенные в установленном порядке к
недвижимым памятникам истории и культуры местного значения или
вновь выявленным объектам, представляющим историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность (далее - вновь
выявленные объекты);
2) объекты, не отнесенные к памятникам истории и культуры или
вновь выявленным объектам нормативными правовыми актами и не
состоявшие на момент вступления в силу Указа Президента Российской
Федерации N 176 на государственном учете и охране в органах охраны
памятников истории и культуры.
Необходимо отметить, что понятия "объект исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и
"памятник истории и культуры республиканского (федерального)
значения" не являются идентичными.
Понятие "объект историко-культурного наследия общероссийского
значения" использовано в постановлении Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление
Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1) для обозначения
объектов историко-культурного наследия, относящихся к федеральной
собственности, и имеет "имущественный" характер.
Содержание данного понятия, а также состав (перечень) объектов
историко-культурного наследия общероссийского значения в данном
постановлении определены не были.
Понятие "недвижимый памятник истории и культуры" использовано
законодательством СССР и РСФСР для обозначения объектов
недвижимости, отнесенных в установленном порядке к памятникам
истории и культуры определенной категории историко-культурного
значения (с указанием конкретного вида недвижимого имущества,
объектного и имущественного состава, наименования,
местонахождения, категории и иных обязательных характеристик), и
имеет "историко-культурный" характер.
В Российской Федерации на момент вступления в силу Указа
Президента Российской Федерации N 176 действовал порядок охраны и
использования памятников истории и культуры, установленный Законом
РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании
памятников истории и культуры" (далее - Закон РСФСР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры") и постановлением
Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 "Об
утверждении Положения об охране и использовании памятников истории
и культуры".
В данных нормативных правовых актах отсутствует какое-либо
упоминание об объектах исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения, а все недвижимые
памятники истории и культуры подразделяются на категории
общесоюзного, республиканского или местного значения исключительно
в целях их учета и охраны.
Указанными актами был установлен порядок владения, пользования
и распоряжения недвижимыми памятниками истории и культуры,
находящимися в государственной собственности, вне зависимости от
их категории историко-культурного значения.
На основании статьи 3 Основ законодательства Российской
Федерации о культуре и в соответствии с пунктом 2 статьи 21
действовавшего на тот момент Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года
N 443-1 "О собственности в РСФСР" все памятники и историко-
культурные территории были отнесены к культурному наследию народов
Российской Федерации, которое в составе культурных, исторических
ценностей народов республик, входящих в Российскую Федерацию,
автономных областей, автономных округов, краев, областей может
находиться в собственности субъектов Российской Федерации и
является культурным достоянием народов Российской Федерации.
Указанным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами никакого соответствия между объектами
исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения и недвижимыми памятниками истории и
культуры какой-либо категории историко-культурного значения
(например, республиканской) установлено не было.
Только Указом Президента Российской Федерации N 176 было
установлено правовое содержание понятия "объект исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Следовательно, представляется неправомерным утверждение, что до
вступления в силу Указа Президента Российской Федерации N 176 было
осуществлено разграничение объектов государственной собственности
на основании их принадлежности к недвижимым памятникам истории и
культуры какой-либо категории историко-культурного значения.
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации N 176 на
основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N
3020-1 к федеральной собственности отнесены все недвижимые
памятники истории и культуры государственного (республиканского)
значения, а также значительное количество недвижимых памятников
истории и культуры местного значения, вновь выявленных объектов и
иных объектов недвижимости, не отнесенных к памятникам истории и
культуры нормативными правовыми актами, и сформирован перечень
объектов федеральной собственности в сфере культурного наследия
народов Российской Федерации.
Указанное отнесение осуществлено без учета мнения субъектов
Российской Федерации и только к одной из форм собственности
(федеральной), что противоречит статье 214 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации N 176 неправомерно
рассматривать в качестве нормативного правового акта об отнесении
объектов к категории памятников республиканского (федерального)
значения, так как Законом РСФСР "Об охране и использовании
памятников истории и культуры" и Основами законодательства
Российской Федерации о культуре был предусмотрен иной порядок
отнесения объектов к памятникам истории и культуры
республиканского значения и определения состава (перечня) объектов
культурного наследия народов Российской Федерации соответственно.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком,
определенным Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры", после вступления в силу постановления
Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 Правительством
Российской Федерации неоднократно принимались распоряжения о
включении объектов в список памятников истории и культуры
государственного (республиканского) значения (например,
распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 июля 1993
года N 1190-р и от 23 июля 1993 года N 1301-р). Данные
распоряжения были в установленном порядке согласованы с субъектами
Российской Федерации и не содержали норм об отнесении объектов
недвижимости к объектам исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения.
В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 5 мая
1997 года N 452 (далее - Указ Президента Российской Федерации N
452) "Об уточнении состава объектов исторического и культурного
наследия федерального (общероссийского) значения" из Перечня
объектов исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения были исключены некоторые памятники
истории и культуры. Тем самым было подтверждено, что понятия
"объект исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры" нельзя
считать идентичными и применять как синонимы.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня
2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам
культурного наследия были отнесены:
1) памятники истории и культуры республиканского значения,
принятые на государственную охрану в соответствии с
законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации;
2) объекты исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения.
Это еще одно доказательство того, что понятия "объект
исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры" в
законодательстве не являются идентичными.
При принятии Указа Президента Российской Федерации N 176 не
была принята во внимание статья 214 части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой отнесение
государственного имущества к федеральной собственности и к
собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в
порядке, установленном законом, а также не были учтены исторически
сложившиеся имущественные права субъектов Российской Федерации на
памятники истории и культуры, связанные с многолетней реализацией
ими бремени собственника на содержание указанных объектов, что
предусмотрено статьей 234 части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации в качестве одного из оснований приобретения
права собственности.
В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской
Федерации о культуре состав (перечень) объектов культурного
наследия народов Российской Федерации определяется Правительством
Российской Федерации по представлению субъектов Российской
Федерации.
Статья 18 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" устанавливала, что отнесение недвижимых
памятников истории и культуры к категории памятников
республиканского значения производится Советом Министров РСФСР.
Таким образом, на момент вступления в силу Указа Президента
Российской Федерации N 176 право принятия решения об отнесении
памятников к категории республиканского (федерального) значения
принадлежало исключительно Правительству Российской Федерации.
Данная неопределенность в вопросе соответствия Указа Президента
Российской Федерации N 176 Конституции Российской Федерации нашла
свое отражение в Указе Президента Российской Федерации N 452, в
котором вопросы уточнения состава объектов исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения были
отнесены к ведению Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, неопределенность в вопросе
соответствия Указа Президента Российской Федерации N 176
Конституции Российской Федерации заключается в следующем:
1) предметом регулирования указов Президента Российской
Федерации не могут быть вопросы разграничения государственной
собственности и/или отнесения имущества, находящегося в
государственной собственности, исключительно к одной из форм
собственности (федеральной), так как эти вопросы отнесены пунктом
"г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и должны
решаться исключительно путем принятия соответствующего закона;
2) предметом регулирования указов Президента Российской
Федерации не могут быть вопросы формирования перечней объектов
федеральной собственности в сфере культурного наследия народов
Российской Федерации, так как это не определено статьями 83-89
Конституции Российской Федерации в качестве полномочий Президента
Российской Федерации, а отнесено пунктами "в" и "г" части 1 статьи
114 Конституции Российской Федерации к компетенции Правительства
Российской Федерации;
3) предметом регулирования указов Президента Российской
Федерации не могут быть вопросы отнесения памятников истории и
культуры, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости к
категории памятников республиканского (федерального) значения и
формирования перечня культурного наследия народов Российской
Федерации, так как это не определено статьями 83-89 Конституции
Российской Федерации в качестве полномочий Президента Российской
Федерации, а является одним из вопросов обеспечения проведения в
Российской Федерации единой государственной политики в области
культуры, находящейся в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи
114 Конституции Российской Федерации в ведении Правительства
Российской Федерации;
4) Указ Президента Российской Федерации N 176 был принят в
противоречие положениям Гражданского кодекса Российской Федерации,
Основ законодательства Российской Федерации о культуре и Закона
РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры",
что не допускается частью 3 статьи 90 Конституции Российской
Федерации;
5) Указ Президента Российской Федерации N 176 был принят без
учета мнения субъектов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, можно констатировать существование
неопределенности в вопросе соответствия Указа Президента
Российской Федерации N 176 части 3 статьи 11, пунктам "г" и "д"
части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьям 83-89, части 3
статьи 90 и пунктам "в" и "г" части 1 статьи 114 Конституции
Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 125 Конституции Российской
Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994
года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Московская городская Дума просит Конституционный Суд Российской
Федерации рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской
Федерации Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995
года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения" как
акта:
1) принятого с превышением полномочий;
2) имеющего недопустимый для данного вида нормативных правовых
актов предмет регулирования;
3) нарушившего с момента вступления в силу Гражданский кодекс
Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации
о культуре и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры";
4) неправомерно относящего к федеральной собственности все
памятники истории и культуры республиканского значения,
значительную часть памятников истории и культуры местного
значения, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости,
не отнесенных к памятникам истории и культуры другими нормативными
правовыми актами;
5) принятого по предмету совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов без учета мнения и интересов субъектов
Российской Федерации.
|