Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 06.10.2004 N 256 О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 6 октября 2004 г. N 256
                                   
         О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
(с изм., согл. постановления Московской городской Думы от 20.10.2004 N
                                 274)
   
       Руководствуясь  статьей  125 (пункт "а"  части  2)  Конституции
   Российской  Федерации, Федеральным конституционным  законом  от  21
   июля   1994   года  N  1-ФКЗ  "О  Конституционном  Суде  Российской
   Федерации", Московская городская Дума постановляет:
       1.  Обратиться  в  Конституционный Суд Российской  Федерации  с
   запросом  о  соответствии  Конституции Российской  Федерации  Указа
   Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N  176  "Об
   утверждении  Перечня объектов исторического и культурного  наследия
   федерального (общероссийского) значения".
       2. Утвердить текст запроса (приложение).
       3.  Утратил силу. - Постановление Московской городской Думы  от
   20.10.2004 N 274.
       4.   Поручить  Аппарату  Московской  городской  Думы   оплатить
   государственную   пошлину   в  размере,  определенном   Федеральным
   конституционным   законом   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации".
       5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
       6.  Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
   на Председателя Московской городской Думы.
   
                                                          Председатель
                                             Московской городской Думы
                                                         В.М. Платонов
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                             Московской городской Думы
                                            от 6 октября 2004 г. N 256
   
                                ЗАПРОС
         О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗА
        ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1995 ГОДА
         N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО
                  И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
                      (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ"
   
       Пунктами  1  и  2 Указа Президента Российской Федерации  от  20
   февраля   1995   года  N  176  "Об  утверждении  Перечня   объектов
   исторического      и     культурного     наследия      федерального
   (общероссийского)  значения" (далее -  Указ  Президента  Российской
   Федерации    N   176)   утвержден   представленный   Правительством
   Российской  Федерации Перечень объектов исторического и культурного
   наследия  федерального  (общероссийского) значения  и  установлено,
   что  к  объектам исторического и культурного наследия  федерального
   (общероссийского) значения относятся памятники истории и  культуры,
   подлежащие   охране  как  памятники  государственного  значения   в
   соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30  августа
   1960  года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников  в
   РСФСР"  (приложение  N  1)  с дополнениями согласно  постановлениям
   Совета  Министров  РСФСР  от 4 декабря 1974  года  N  624  и  от  7
   сентября  1976 года N 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР  от
   17  декабря 1976 года N 2026-р и от 15 августа 1980 года N  1297-р,
   постановлениям Совета Министров РСФСР от 21 мая 1982  года  N  303,
   от  26  сентября  1983 года N 443 и от 11 июля  1984  года  N  306,
   распоряжениям Совета Министров РСФСР от 9 января 1990 года  N  27-р
   и  от  25  января  1990  года  N 80-р, постановлению  Правительства
   Российской  Федерации от 20 февраля 1992 года N 116,  распоряжениям
   Совета  Министров - Правительства Российской Федерации  от  5  июля
   1993  года  N  1190-р и от 23 июля 1993 года N  1301-р  (СП  РСФСР,
   1976,  N  17,  ст. 134; 1982, N 13, ст. 84; 1984, N  13,  ст.  108;
   Собрание  актов  Президента и Правительства  Российской  Федерации,
   1993, N 28, ст. 2662; N 30, ст. 2827).
       Основанием   для  запроса  в  Конституционный  Суд   Российской
   Федерации   является  обнаружившаяся  неопределенность  в   вопросе
   соответствия Указа Президента Российской Федерации N  176  части  3
   статьи 11, пунктам "г" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи  76,
   статьям 83-89, части 3 статьи 90, пунктам "в" и "г" части 1  статьи
   114 Конституции Российской Федерации.
       Указ Президента Российской Федерации N 176 применяется судами и
   органами   исполнительной  власти  как  одновременно   регулирующий
   отношения  собственности, приватизации и вопросы охраны  памятников
   истории и культуры.
       Указом  Президента  Российской Федерации N  176  все  памятники
   истории    и    культуры,   подлежащие   охране    как    памятники
   государственного   (республиканского)   значения   и   принятые   в
   установленном порядке на государственный учет и охрану в  период  с
   1960  по  1994  год,  были  отнесены  к  объектам  исторического  и
   культурного  наследия  федерального  (общероссийского)  значения  и
   были  включены  в  утвержденный Перечень объектов  исторического  и
   культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
       В  указанный  Перечень  без учета мнения  субъектов  Российской
   Федерации были включены:
       1)   объекты,  ранее  отнесенные  в  установленном  порядке   к
   недвижимым  памятникам  истории и культуры  местного  значения  или
   вновь  выявленным  объектам, представляющим историческую,  научную,
   художественную  или  иную  культурную  ценность  (далее   -   вновь
   выявленные объекты);
       2)  объекты, не отнесенные к памятникам истории и культуры  или
   вновь  выявленным  объектам  нормативными  правовыми  актами  и  не
   состоявшие  на момент вступления в силу Указа Президента Российской
   Федерации N 176 на государственном учете и охране в органах  охраны
   памятников истории и культуры.
       Необходимо  отметить,  что  понятия  "объект  исторического   и
   культурного  наследия  федерального (общероссийского)  значения"  и
   "памятник   истории  и  культуры  республиканского   (федерального)
   значения" не являются идентичными.
       Понятие  "объект  историко-культурного наследия общероссийского
   значения"   использовано   в   постановлении   Верховного    Совета
   Российской  Федерации  от  27  декабря  1991  года  N   3020-1   "О
   разграничении государственной собственности в Российской  Федерации
   на   федеральную   собственность,   государственную   собственность
   республик   в   составе  Российской  Федерации,  краев,   областей,
   автономной  области, автономных округов, городов  Москвы  и  Санкт-
   Петербурга  и  муниципальную собственность" (далее -  постановление
   Верховного  Совета Российской Федерации N 3020-1)  для  обозначения
   объектов  историко-культурного наследия, относящихся к  федеральной
   собственности, и имеет "имущественный" характер.
       Содержание данного понятия, а также состав (перечень)  объектов
   историко-культурного  наследия общероссийского  значения  в  данном
   постановлении определены не были.
       Понятие  "недвижимый памятник истории и культуры"  использовано
   законодательством   СССР   и   РСФСР   для   обозначения   объектов
   недвижимости,  отнесенных  в  установленном  порядке  к  памятникам
   истории  и  культуры  определенной  категории  историко-культурного
   значения  (с  указанием  конкретного  вида  недвижимого  имущества,
   объектного      и     имущественного     состава,     наименования,
   местонахождения,  категории и иных обязательных  характеристик),  и
   имеет "историко-культурный" характер.
       В  Российской  Федерации  на момент  вступления  в  силу  Указа
   Президента Российской Федерации N 176 действовал порядок  охраны  и
   использования памятников истории и культуры, установленный  Законом
   РСФСР   от   15  декабря  1978  года  "Об  охране  и  использовании
   памятников  истории и культуры" (далее - Закон РСФСР "Об  охране  и
   использовании  памятников  истории и  культуры")  и  постановлением
   Совета  Министров  СССР  от  16  сентября  1982  года  N  865   "Об
   утверждении Положения об охране и использовании памятников  истории
   и культуры".
       В  данных  нормативных  правовых актах  отсутствует  какое-либо
   упоминание   об  объектах  исторического  и  культурного   наследия
   федерального   (общероссийского)   значения,   а   все   недвижимые
   памятники   истории   и   культуры  подразделяются   на   категории
   общесоюзного,  республиканского или местного значения исключительно
   в целях их учета и охраны.
       Указанными  актами был установлен порядок владения, пользования
   и   распоряжения  недвижимыми  памятниками  истории   и   культуры,
   находящимися  в  государственной собственности, вне зависимости  от
   их категории историко-культурного значения.
       На   основании  статьи  3  Основ  законодательства   Российской
   Федерации  о  культуре  и в соответствии  с  пунктом  2  статьи  21
   действовавшего на тот момент Закона РСФСР от 24 декабря  1990  года
   N  443-1  "О  собственности  в РСФСР"  все  памятники  и  историко-
   культурные территории были отнесены к культурному наследию  народов
   Российской  Федерации,  которое в составе культурных,  исторических
   ценностей  народов  республик,  входящих  в  Российскую  Федерацию,
   автономных  областей,  автономных округов,  краев,  областей  может
   находиться   в  собственности  субъектов  Российской  Федерации   и
   является культурным достоянием народов Российской Федерации.
       Указанным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными
   правовыми    актами   никакого   соответствия    между    объектами
   исторического      и     культурного     наследия      федерального
   (общероссийского)  значения  и недвижимыми  памятниками  истории  и
   культуры   какой-либо   категории   историко-культурного   значения
   (например, республиканской) установлено не было.
       Только  Указом  Президента  Российской  Федерации  N  176  было
   установлено  правовое  содержание понятия "объект  исторического  и
   культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
       Следовательно, представляется неправомерным утверждение, что до
   вступления в силу Указа Президента Российской Федерации N 176  было
   осуществлено  разграничение объектов государственной  собственности
   на  основании их принадлежности к недвижимым памятникам  истории  и
   культуры какой-либо категории историко-культурного значения.
       Таким образом, Указом Президента Российской Федерации N 176  на
   основании  постановления Верховного Совета Российской  Федерации  N
   3020-1   к   федеральной  собственности  отнесены  все   недвижимые
   памятники  истории  и культуры государственного  (республиканского)
   значения,  а  также  значительное количество недвижимых  памятников
   истории  и культуры местного значения, вновь выявленных объектов  и
   иных  объектов недвижимости, не отнесенных к памятникам  истории  и
   культуры  нормативными  правовыми актами,  и  сформирован  перечень
   объектов  федеральной  собственности в сфере  культурного  наследия
   народов Российской Федерации.
       Указанное  отнесение  осуществлено без учета  мнения  субъектов
   Российской  Федерации  и  только  к  одной  из  форм  собственности
   (федеральной),   что   противоречит   статье   214   части   первой
   Гражданского кодекса Российской Федерации.
       Указ   Президента  Российской  Федерации  N  176   неправомерно
   рассматривать в качестве нормативного правового акта  об  отнесении
   объектов  к  категории  памятников республиканского  (федерального)
   значения,   так  как  Законом  РСФСР  "Об  охране  и  использовании
   памятников   истории   и  культуры"  и  Основами   законодательства
   Российской  Федерации  о  культуре был  предусмотрен  иной  порядок
   отнесения    объектов    к   памятникам    истории    и    культуры
   республиканского значения и определения состава (перечня)  объектов
   культурного наследия народов Российской Федерации соответственно.
       Необходимо   отметить,   что   в   соответствии   с   порядком,
   определенным  Законом  РСФСР "Об охране и использовании  памятников
   истории   и   культуры",  после  вступления  в  силу  постановления
   Верховного  Совета  Российской Федерации  N  3020-1  Правительством
   Российской   Федерации  неоднократно  принимались  распоряжения   о
   включении   объектов  в  список  памятников  истории   и   культуры
   государственного     (республиканского)     значения     (например,
   распоряжения  Правительства Российской Федерации  от  5  июля  1993
   года   N   1190-р  и  от  23  июля  1993  года  N  1301-р).  Данные
   распоряжения были в установленном порядке согласованы с  субъектами
   Российской  Федерации  и не содержали норм  об  отнесении  объектов
   недвижимости  к  объектам  исторического  и  культурного   наследия
   федерального (общероссийского) значения.
       В  дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от  5  мая
   1997  года  N  452 (далее - Указ Президента Российской Федерации  N
   452)  "Об  уточнении состава объектов исторического  и  культурного
   наследия   федерального  (общероссийского)  значения"  из   Перечня
   объектов   исторического   и  культурного   наследия   федерального
   (общероссийского)  значения  были  исключены  некоторые   памятники
   истории  и  культуры.  Тем  самым было  подтверждено,  что  понятия
   "объект   исторического   и   культурного   наследия   федерального
   (общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры"  нельзя
   считать идентичными и применять как синонимы.
       В  соответствии со статьей 64 Федерального закона  от  25  июня
   2002  года  N  73-ФЗ "Об объектах культурного наследия  (памятниках
   истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации"  к  объектам
   культурного наследия были отнесены:
       1)  памятники  истории  и  культуры республиканского  значения,
   принятые    на    государственную   охрану   в    соответствии    с
   законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации;
       2)  объекты  исторического и культурного наследия  федерального
   (общероссийского) значения.
       Это   еще   одно  доказательство  того,  что  понятия   "объект
   исторического      и     культурного     наследия      федерального
   (общероссийского)  значения"  и "памятник  истории  и  культуры"  в
   законодательстве не являются идентичными.
       При  принятии Указа Президента Российской Федерации  N  176  не
   была  принята  во  внимание  статья 214 части  первой  Гражданского
   кодекса  Российской Федерации, в соответствии с  которой  отнесение
   государственного   имущества  к  федеральной  собственности   и   к
   собственности  субъектов  Российской  Федерации  осуществляется   в
   порядке,  установленном законом, а также не были учтены исторически
   сложившиеся  имущественные права субъектов Российской Федерации  на
   памятники  истории и культуры, связанные с многолетней  реализацией
   ими  бремени  собственника на содержание  указанных  объектов,  что
   предусмотрено   статьей  234  части  первой  Гражданского   кодекса
   Российской  Федерации  в качестве одного из оснований  приобретения
   права собственности.
       В  соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской
   Федерации   о   культуре  состав  (перечень)  объектов  культурного
   наследия  народов Российской Федерации определяется  Правительством
   Российской   Федерации   по  представлению   субъектов   Российской
   Федерации.
       Статья  18  Закона РСФСР "Об охране и использовании  памятников
   истории   и   культуры"  устанавливала,  что  отнесение  недвижимых
   памятников    истории    и   культуры   к   категории    памятников
   республиканского значения производится Советом Министров РСФСР.
       Таким  образом,  на момент вступления в силу  Указа  Президента
   Российской  Федерации  N 176 право принятия  решения  об  отнесении
   памятников  к  категории  республиканского (федерального)  значения
   принадлежало исключительно Правительству Российской Федерации.
       Данная неопределенность в вопросе соответствия Указа Президента
   Российской  Федерации N 176 Конституции Российской Федерации  нашла
   свое  отражение в Указе Президента Российской Федерации  N  452,  в
   котором   вопросы   уточнения  состава  объектов  исторического   и
   культурного  наследия федерального (общероссийского) значения  были
   отнесены к ведению Правительства Российской Федерации.
       Учитывая    вышеизложенное,    неопределенность    в    вопросе
   соответствия   Указа   Президента  Российской   Федерации   N   176
   Конституции Российской Федерации заключается в следующем:
       1)   предметом   регулирования  указов  Президента   Российской
   Федерации  не  могут  быть  вопросы  разграничения  государственной
   собственности    и/или   отнесения   имущества,   находящегося    в
   государственной  собственности,  исключительно  к  одной  из   форм
   собственности  (федеральной), так как эти вопросы отнесены  пунктом
   "г"  части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам
   совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов  и  должны
   решаться исключительно путем принятия соответствующего закона;
       2)   предметом   регулирования  указов  Президента   Российской
   Федерации  не  могут  быть вопросы формирования  перечней  объектов
   федеральной  собственности  в  сфере культурного  наследия  народов
   Российской  Федерации,  так  как это не определено  статьями  83-89
   Конституции  Российской Федерации в качестве полномочий  Президента
   Российской Федерации, а отнесено пунктами "в" и "г" части 1  статьи
   114  Конституции  Российской Федерации к компетенции  Правительства
   Российской Федерации;
       3)   предметом   регулирования  указов  Президента   Российской
   Федерации  не  могут  быть вопросы отнесения памятников  истории  и
   культуры, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости  к
   категории  памятников  республиканского (федерального)  значения  и
   формирования   перечня  культурного  наследия  народов   Российской
   Федерации,  так  как это не определено статьями  83-89  Конституции
   Российской  Федерации  в качестве полномочий Президента  Российской
   Федерации,  а  является одним из вопросов обеспечения проведения  в
   Российской  Федерации  единой государственной  политики  в  области
   культуры, находящейся в соответствии с пунктом "в" части  1  статьи
   114   Конституции  Российской  Федерации  в  ведении  Правительства
   Российской Федерации;
       4)  Указ  Президента Российской Федерации N 176  был  принят  в
   противоречие положениям Гражданского кодекса Российской  Федерации,
   Основ  законодательства Российской Федерации о  культуре  и  Закона
   РСФСР  "Об  охране и использовании памятников истории и  культуры",
   что  не  допускается  частью  3 статьи  90  Конституции  Российской
   Федерации;
       5)  Указ  Президента Российской Федерации N 176 был принят  без
   учета   мнения   субъектов   Российской  Федерации   по   предметам
   совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
       Таким     образом,    можно    констатировать     существование
   неопределенности   в   вопросе   соответствия   Указа    Президента
   Российской  Федерации N 176 части 3 статьи 11, пунктам  "г"  и  "д"
   части  1  статьи  72,  части 2 статьи 76, статьям  83-89,  части  3
   статьи  90  и  пунктам  "в" и "г" части 1  статьи  114  Конституции
   Российской Федерации.
       На   основании  части  2  статьи  125  Конституции   Российской
   Федерации  и Федерального конституционного закона от 21  июля  1994
   года   N   1-ФКЗ  "О  Конституционном  Суде  Российской  Федерации"
   Московская  городская  Дума просит Конституционный  Суд  Российской
   Федерации  рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской
   Федерации Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля  1995
   года  N  176  "Об  утверждении  Перечня  объектов  исторического  и
   культурного  наследия федерального (общероссийского) значения"  как
   акта:
       1) принятого с превышением полномочий;
       2)  имеющего недопустимый для данного вида нормативных правовых
   актов предмет регулирования;
       3)  нарушившего с момента вступления в силу Гражданский  кодекс
   Российской Федерации, Основы законодательства Российской  Федерации
   о  культуре  и  Закон  РСФСР "Об охране и использовании  памятников
   истории и культуры";
       4)  неправомерно  относящего  к федеральной  собственности  все
   памятники    истории   и   культуры   республиканского    значения,
   значительную   часть   памятников  истории  и   культуры   местного
   значения,  вновь выявленных объектов и иных объектов  недвижимости,
   не  отнесенных к памятникам истории и культуры другими нормативными
   правовыми актами;
       5)   принятого  по  предмету  совместного  ведения   Российской
   Федерации  и  ее  субъектов без учета мнения и интересов  субъектов
   Российской Федерации.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz