МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2004 года
Дело N 3-397/2004
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-397/2004 по заявлениям С. и К. об оспаривании постановления
Правительства Москвы от 08.07.2003 N 526-ПП "О порядке получения
разрешений на установку металлических тентов и оформления прав
краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими
объектами",
установила:
в целях упорядочения размещения металлических тентов типа
"ракушка" и "пенал" Правительством Москвы 8 июля 2003 г. было
принято постановление N 526-ПП "О порядке получения разрешений на
установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной
аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами", пунктом
1 которого установлено, что предоставление земельных участков под
размещение металлических тентов типа "ракушка" и "пенал" (далее -
МТ), внешний вид которых рекомендован Москомархитектурой для
города Москвы, осуществляется решениями префектур административных
округов в краткосрочную аренду.
Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок получения
разрешения на установку металлических тентов и оформления прав
краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими
объектами (приложение).
Согласно пункту 3 постановления запрещено размещение МТ на
магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских
площадках, спортивных дворовых площадках и землях над трассами
магистральных инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций
специального назначения, в охранных зонах вентиляционных шахт, а
также во внутридворовых проездах и в гостевых "карманах", на
озелененных территориях, территориях, подлежащих озеленению
согласно проектам застройки микрорайонов, и в охранных зонах
памятников истории и культуры.
С. и К. обратились в суд с заявлением об оспаривании указанных
пунктов постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 526-
ПП "О порядке получения разрешений на установку металлических
тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные
участки, занимаемые этими объектами" и приложения к нему, указывая
на то, что данные положения противоречат п. 1 ст. 34 Земельного
кодекса РФ, абз. 2 п. 1 ст. 1, ст. 130, 262, п. 1 ст. 421 ГК РФ и
незаконно ограничивают их права по владению, пользованию и
распоряжению движимым имуществом, принадлежащим им на праве
частной собственности.
В судебном заседании заявители С. и К., а также представитель
К. (по доверенности) М. поддержали свои требования.
Представитель Правительства Москвы и Московского земельного
комитета (по доверенности) П. и представитель Московского комитета
по архитектуре и градостроительству (по доверенности) Х. возражали
против удовлетворения требований заявителей, полагая их
необоснованными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав
заключение прокурора Л., полагавшего заявления необоснованными и
не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что
требования С. и К., изложенные в их заявлениях, являются
необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим
основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным
правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны
судом недействительными.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации,
положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от
29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ,
от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-
ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, с изменениями, внесенными
постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от
12.04.2002 N 9-П) законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным
законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и
предметам совместного ведения. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное
правовое регулирование по предметам совместного ведения до
принятия федеральных законов. После принятия соответствующего
федерального закона законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие
с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ земельное
законодательство находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 13 Закона города Москвы от
28.06.1995 "Устав города Москвы" (в ред. Законов города Москвы от
13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от
22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, с изменениями, внесенными
определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-Г01-149) в
ведении города Москвы находится собственность города Москвы и
управление ею.
Согласно части 1 ст. 20 Устава города Москвы в собственности
города Москвы находится земля в границах города. В силу части 3
данной статьи от имени Москвы правомочия собственника осуществляют
органы государственной власти города Москвы в рамках их
компетенции.
Полномочия органов исполнительной власти по вопросам отношений
собственности и земельно-имущественных отношений определены в ст.
27 Устава города Москвы и ст. 13 Закона города Москвы от
26.02.1997 N 5 "О Правительстве Москвы" (в ред. Законов города
Москвы от 21.11.2001 N 63, от 22.05.2002 N 27, от 06.11.2002 N
55).
Анализ приведенных норм федерального и московского
законодательства указывает на то, что принятие оспариваемого
постановления входило в компетенцию Правительства Москвы.
Оспариваемым постановлением урегулированы земельно-правовые
отношения, поскольку установка металлического тента - "ракушки"
связана с размещением его на земельном участке, находящемся в
собственности города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9
ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного
содержания территорий, организации уборки и обеспечения, чистоты и
порядка в г. Москве" (в ред. постановлений Правительства Москвы от
04.02.2003 N 67-ПП, от 05.08.2003 N 643-ПП) металлический тент
типа "ракушка" или "пенал" - нестационарный объект движимого
имущества, принадлежащий юридическому или физическому лицу,
предназначенный для укрытия автотранспортного средства,
размещаемый на территории города без проведения подготовительных
работ капитального характера в соответствии с порядком,
определенным действующими нормативно-правовыми актами (п. 2.24).
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ, а также статье 1
Закона РФ "О плате за землю" в действующей редакции использование
земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за
использование земли являются земельный налог и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и
сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности субъектов Российской Федерации устанавливаются
соответственно органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в статье 3
Закона города Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного
землепользования в городе Москве" и статье 20 Закона города Москвы
от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе
Москве".
Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок
предоставления гражданам земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, для целей, не
связанных со строительством, согласно которому органы
государственной власти и органы местного самоуправления обязаны
обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые
находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах
эффективности, справедливости, публичности, открытости и
прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для
этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии
предоставления таких земельных участков, в том числе порядок
рассмотрения заявок и принятия решений;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными
участками и иной недвижимостью специальный орган.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче
земельных участков в собственность или в аренду из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, для
целей, не связанных со строительством, подают заявления в
исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Утвержденный оспариваемым постановлением Правительства Москвы
Порядок получения разрешения на установку металлических тентов и
оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки,
занимаемые этими объектами (приложение), соответствует указанным
выше требованиям закона.
Таким образом, оспариваемые заявителями пункты 1 и 2
постановления Правительства Москвы от 08.07.2003 N 526-ПП
соответствуют требованиям федерального законодательства.
Доводы заявителей о том, что пунктом 1 указанного
постановления, содержащим требования о внешнем виде металлического
тента, рекомендованного Москомархитектурой, ограничивается свобода
выбора модели металлического тента при его приобретении и
использовании, являются необоснованными. Из содержания
оспариваемого пункта следует, что данное требование носит не
обязательный, а рекомендательный характер. В судебном заседании
установлено, что в настоящее время никаких эскизов металлических
тентов Москомархитектурой не разработано.
Содержащиеся в пунктах 1 и 2 оспариваемого постановления
положения никаких прав и интересов заявителей не нарушают.
Утвержденный Правительством Москвы Порядок получения разрешения
на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной
аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами, не вводит
никаких обязанностей по регистрации прав на указанное движимое
имущество и не ограничивает права по владению, пользованию и
распоряжению этим имуществом.
Следовательно, оспариваемые заявителями положения не
противоречат требованиям гражданского законодательства, а именно,
абз. 2 п. 1 ст. 1, ст. 130, п. 1 ст. 421 ГК РФ.
Установленное пунктом 3 постановления Правительства Москвы
запрещение размещения металлических тентов на магистралях,
площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских площадках,
спортивных дворовых площадках и землях над трассами магистральных
инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций специального
назначения, в охранных зонах вентиляционных шахт, а также во
внутридворовых проездах и в гостевых "карманах", на озелененных
территориях, территориях, подлежащих озеленению согласно проектам
застройки микрорайонов, и в охранных зонах памятников истории и
культуры также соответствует требованиям закона, а именно ст. 85,
95 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, занятые
площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами,
набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и
другими объектами относятся к землям общего пользования и должны
быть доступны всем. Охраняемые зоны памятников истории и культуры
относятся в силу ст. 95 ЗК РФ к особо охраняемым территориям, на
которых запрещается деятельность, не связанная с сохранением и
изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В
пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение
целевого назначения земельных участков или прекращение прав на
землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не
допускается.
Таким образом, довод заявителей о том, что пунктом 3 нарушаются
их права, установленные в ст. 262 ГК РФ также необоснован,
поскольку доступ граждан и порядок пользования земельными
участками общего пользования осуществляется в пределах,
допускаемых законом и иными правовыми актами, а также
собственником соответствующего земельного участка. Порядок
размещения металлических тентов, установленный нормативным актом
города Москвы, соответствует вышеприведенным федеральным законам и
законам города Москвы. Следовательно, не нарушает прав заявителей,
предусмотренных ст. 262 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК
РФ, судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявлений С. и К. об оспаривании постановления
Правительства Москвы от 08.07.2003 N 526-ПП "О порядке получения
разрешений на установку металлических тентов и оформления прав
краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими
объектами" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|