МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 28 ноября 2005 года
НА 2006 ГОД МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, МОСКОВСКИМИ
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ И МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ)
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее -
Правительство), Московская федерация профсоюзов от лица московских
объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская
конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от
лица московских объединений промышленников и предпринимателей
(далее - Работодатели) заключили Московское трехстороннее
соглашение (далее - Соглашение) с целью создания на основе
принципов социального партнерства необходимых условий для
обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и
предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и
жителей города Москвы - граждан России.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых
соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в
организациях всех форм собственности и обязуются оказывать
коллективам, развивающим принципы социального партнерства,
всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается
сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных
округах и в организациях, расположенных на территории города
Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение,
являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения
социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий
принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным
соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным
объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе
Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22.10.97
N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов города Москвы от
19.02.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3, от 19.05.2004 N 30) (далее -
Закон города Москвы N 44).
С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего
развития стороны на основе взаимных консультаций в рамках
Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают
необходимые решения, формируют предложения в адрес органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти города Москвы и добиваются их реализации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие
стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Для целей Соглашения стороны договорились считать городским
минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику,
отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную
законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои
трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку
(оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты,
надбавки, премии и другие выплаты.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных
средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий,
включаются в бюджет города Москвы на 2006 год.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а также
сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и
организационными принципами деятельности.
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и
дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств
по Соглашению или решений МТК виновная сторона либо виновные лица
несут ответственность, предусмотренную федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
Стороны обязуются информировать жителей города Москвы о ходе
реализации Соглашения и решений МТК через свои средства массовой
информации.
Соглашение вступает в силу 1 января 2006 г. и действует до
вступления в силу нового.
1. В области развития отраслей экономики города,
предпринимательства, обеспечения занятости населения города
стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной
продукции организациями города не менее чем на 7 процентов по
сравнению с предыдущим годом.
1.2. Вырабатывать и реализовывать меры поддержки организаций,
предотвращения скупки акций и имущества организаций города с целью
их закрытия, перепрофилирования или банкротства, информировать
жителей города Москвы о результатах работы в этом направлении.
1.3. В случае угрозы поглощения рекомендовать организациям
города обращаться в Управление Правительства Москвы по
экономической безопасности города Москвы и незамедлительно
информировать МТК.
1.4. В целях сохранения промышленного потенциала города,
недопущения сокращения числа рабочих мест в производственных
отраслях экономики осуществлять перебазирование действующих
производственных организаций при условии их обеспечения земельными
участками либо производственными помещениями на территории города
Москвы для ввода в эксплуатацию вновь создаваемых рабочих мест и
модернизированных производственных мощностей.
1.5. Перебазирование, реформирование, ликвидацию организаций,
расположенных на территории города Москвы, и реабилитацию
освобождаемых территорий осуществлять только на основании решения
Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации
предприятий и организаций, расположенных на территории города
Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.
1.6. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства в
области трудовых отношений при смене собственника имущества
организации, изменении подведомственности организации, ее
реорганизации.
1.7. В ходе реализации программных мероприятий по финансовому
оздоровлению социально значимых организаций науки и промышленности
в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе
Москве на 2004-2006 гг. участвовать в разработке и внедрении
механизмов по финансовому оздоровлению организаций, предупреждению
банкротств, в том числе преднамеренных и фиктивных.
1.8. Осуществлять необходимые действия по реализации
мероприятий Программы содействия занятости населения г. Москвы на
2006-2008 годы. С учетом ситуации на рынке труда разработать
предложения по ее корректировке на 2007 год.
1.9. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в
определении направлений и эффективности расходования средств,
направляемых на обеспечение занятости и развитие профессионального
образования в городе Москве.
1.10. Оказывать содействие в трудоустройстве жителей Москвы с
ограниченными возможностями здоровья после окончания
общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и
высшего профессионального образования.
1.11. В целях содействия в трудоустройстве инвалидов и
категорий молодежи, указанных в Программе содействия занятости
населения г. Москвы на 2006-2008 годы, взаимодействовать с
общественными организациями инвалидов, молодежи и организациями,
занимающимися вопросами трудоустройства граждан.
1.12. Совершенствовать и развивать систему профессиональной
ориентации среди учащихся общеобразовательных школ и учреждений
начального и среднего профессионального образования.
1.13. Проводить согласованную политику социально-трудовой
адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности
заинтересованных структур по содействию занятости
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе
находящихся в социальных приютах. Обеспечить организацию
оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха,
поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
1.14. Содействовать созданию системы организационных, правовых
и экономических мер по формированию и реализации эффективной
политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных
кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
1.15. Разработать предложения по защите прав работников
заемного труда.
1.16. Организовывать совместные городские информационно-
разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия
(ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка
труда, возможностях трудоустройства и профобучения, проводить
социологические исследования и опросы населения в сфере занятости.
Активно привлекать городские средства массовой информации к
информационному обеспечению реализации городской государственной
политики занятости.
1.17. В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с
угрозой массовых увольнений работников, разработать совместно с
уполномоченным федеральным органом по труду и занятости
мероприятия по предупреждению массовых увольнений, поддержке и
обеспечению дополнительных гарантий занятости увольняемым
работникам и принять меры по их реализации.
1.18. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета
содействия занятости населения города Москвы.
1.19. На основе информации, предоставляемой уполномоченным
федеральным органом по труду и занятости, ежемесячно публиковать в
газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность",
"Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская
перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о
возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
1.20. В целях повышения престижа массовых профессий и
содействия повышению квалификации работников провести в марте -
августе 2006 года городской конкурс профессионального мастерства
"Московские мастера".
1.21. Проводить согласованную политику в области регулирования
трудовой миграции.
1.22. Осуществлять поддержку и долевое финансирование в
установленном порядке деятельности специализированных учреждений,
действующих на рынке труда, имеющих в составе учредителей органы
исполнительной власти города Москвы, объединения профсоюзов и
объединения работодателей.
Правительство и Работодатели:
1.23. С целью сохранения промышленного потенциала города
разработать соответствующие организационно-методические документы,
необходимые для выполнения постановления Правительства Москвы от
20 января 2004 г. N 13-ПП "О мерах по совершенствованию земельно-
имущественных отношений с предприятиями и организациями,
осуществляющими производственную деятельность в городе Москве".
1.24. В рамках Комплексной программы промышленной деятельности
в городе Москве на 2004-2006 гг. провести три специализированные
выставки товаров организаций, осуществляющих производство на
территории города Москвы.
1.25. В рамках Комплексной программы промышленной деятельности
в городе Москве на 2004-2006 гг. продолжить работу по созданию
товаропроводящей сети "Товары Отечества", "Московские товары".
1.26. Разработать программу мероприятий по адаптации
организаций, действующих на территории города Москвы, к условиям
хозяйствования при возможном вступлении России во Всемирную
торговую организацию.
1.27. Московской конфедерации промышленников и предпринимателей
(работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной
политики города Москвы и префектурами административных округов
города Москвы разработать концепцию по расширению участия
московских организаций в обслуживании жилищно-коммунального
хозяйства города Москвы.
1.28. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше
0,8 процента от экономически активного населения города, по
методологии Международной организации труда не выше 1,9 процента.
1.29. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в
первую очередь граждан, испытывающих трудности в поиске работы,
способствовать проведению оплачиваемых общественных работ и
временному трудоустройству безработных граждан в организациях
города.
1.30. Продолжить работу по созданию и организации обучения в
учебных (ресурсных) центрах Московской конфедерации промышленников
и предпринимателей (работодателей), предусмотрев финансирование в
рамках программных мероприятий по развитию системы подготовки и
переподготовки кадров Комплексной программы промышленной
деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.
1.31. Организовать совместно с Московской конфедерацией
промышленников и предпринимателей (работодателей) в рамках
программы "Электронная Москва" мониторинг возможностей московских
организаций по выпуску продукции, выполнению работ и услуг,
востребованных в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы.
1.32. Разработать совместно с уполномоченным федеральным
органом по труду и занятости проекты организационно-методических
документов, определяющих процедуру добровольной сертификации
качества услуг, оказываемых гражданам в содействии
трудоустройству, профессиональной ориентации и работодателям - в
подборе персонала при участии Московской конфедерации
промышленников и предпринимателей (работодателей).
Правительство:
1.33. С целью расширения возможностей участия организаций в
конкурсе на получение городского заказа направлять в Московскую
конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей)
сводный реестр продукции, закупка которой будет осуществляться в
следующем году по городскому государственному заказу в
соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 июля 2003
г. N 1259-РП "О мерах по упорядочению системы формирования,
размещения и исполнения городских государственных заказов", а
также перечень объектов социальной сферы, подлежащих капитальному
ремонту и реконструкции в текущем году.
1.34. Оказывать содействие организациям, продукция которых
произведена на территории города Москвы, и учреждениям начального
и среднего профессионального образования в проведении рекламно-
информационных кампаний на льготных условиях в соответствии с
городским и федеральным законодательством и правовыми актами
города Москвы, а также программой "Московское качество".
Продолжить практику освобождения организаций, осуществляющих
производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на
территории города Москвы, от оплаты за право размещения средств
наружной рекламы своей продукции на зданиях и сооружениях города
Москвы, принадлежащих организациям, на праве аренды или
хозяйственного ведения по представлению (заявке) Московской
конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.35. Ежеквартально предоставлять сторонам социального
партнерства информацию о наличии признаков преднамеренного или
фиктивного банкротства в отношении предприятий и организаций, в
капитале которых имеется доля (вклад) города Москвы, социально или
экономически важных для города Москвы организаций.
1.36. Городской комиссии по перебазированию, реформированию,
ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории
города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий
предоставлять по запросам Профсоюзов и Работодателей информацию о
планах перебазирования, реформирования, ликвидации организаций и
реабилитации освобождаемых территорий.
1.37. При реализации государственных городских целевых программ
обеспечивать создание и сохранение рабочих мест для жителей города
Москвы.
1.38. При рассмотрении проектов работодателей,
предусматривающих создание, сохранение (модернизацию) рабочих мест
за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих
мест в городе Москве, учитывать участие организаций в системе
социального партнерства и реализацию ими обязательств по
Московскому трехстороннему соглашению.
1.39. В установленном порядке оказывать организационную,
техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу
по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.
1.40. Предоставлять Профсоюзам и Работодателям ежемесячно -
текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии
рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о
выполнении Программы содействия занятости населения г. Москвы на
2006-2008 годы.
Работодатели:
1.41. Не допускать массового увольнения работников.
Критериями массового увольнения считать показатели численности
увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой
организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более
человек;
сокращение численности или штата работников организации в
количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.42. В случае угрозы массового увольнения информировать
Профсоюзы, уполномоченный федеральный орган по труду и занятости
не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих
мероприятий и совместно разработать меры, направленные на
уменьшение численности работников, подлежащих увольнению
(приостановка приема работников на работу, перевод на режим
неполного рабочего времени и др.).
1.43. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями
предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией
организации или сокращением численности и (или) штата работников,
возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое
время для поиска новой работы до наступления срока расторжения
трудового договора.
1.44. Представлять в уполномоченный федеральный орган по труду
и занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест
(должностей) и о потребности в создании новых (дополнительных)
рабочих мест.
1.45. В целях сохранения в городе Москве созданной социальными
партнерами системы создания дополнительных рабочих мест для
инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-
социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных
Правительством Российской Федерации, и категорий молодежи,
указанных в части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 22 декабря
2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", стороны
договорились: до внесения изменений в действующее федеральное
законодательство и законодательство города Москвы по вопросу
квотирования рабочих мест Работодатель вправе добровольно
ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих
мест города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего
места в размере прожиточного минимума для трудоспособного
населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.
1.46. Заключать договоры по подготовке квалифицированных кадров
с учреждениями начального и среднего профессионального образования
и обеспечивать условия для проведения производственной практики.
1.47. Оформление заявки на использование иностранной рабочей
силы в пределах установленной квоты осуществлять с учетом мнения
профсоюзной организации.
1.48. Проводить обучение руководителей и специалистов
организаций по вопросам, связанным с работой в рамках правил
деятельности Всемирной торговой организации, внедрения систем
качества.
Работодатели и Профсоюзы:
1.49. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2
процентов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и
увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение
квалификации и рост профессионального мастерства кадров,
переподготовку увольняемых работников до наступления срока
расторжения трудового договора, предоставление им льгот и
компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
Профсоюзы:
1.50. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также
малообеспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда,
трудового законодательства.
1.51. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА"
Московской федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве
ищущих работу граждан и обучении по вопросам охраны труда
отдельных категорий работников.
2. В области регулирования оплаты труда и создания
благоприятных условий труда в организациях города стороны
обязуются:
2.1. Установить городской минимум оплаты труда, включающий
тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а
также ежемесячные премии и другие выплаты с 1 мая 2006 г. 4100
рублей и с 1 сентября 2006 г. 4900 рублей.
2.2. Довести городской минимум оплаты труда в 2006 году (в
соответствии с решением МТК от 21 октября 2003 г.) не менее чем до
85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного
населения, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.3. Публиковать в газетах "Тверская, 13", "Солидарность",
"Московская промышленная газета", окружных СМИ списки организаций,
где заработная плата ниже городского минимума оплаты труда.
2.4. Ежеквартально определять величину прожиточного минимума по
городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по
методике Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в
газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская
промышленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ-Центр" и ОАО
"ГТК "ТВ-Столица".
2.5. Обеспечить в рамках рабочей группы Правительства Москвы и
рабочих групп при соответствующих комплексах городского управления
города Москвы и окружных рабочих групп, созданных в целях принятия
оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате заработной
платы, реализацию мероприятий по погашению и предупреждению
появления задолженности по заработной плате перед работниками
организаций, расположенных на территории города Москвы.
2.6. При разработке проектов городских целевых программ, при
выполнении мероприятий которых обязательно соблюдение правил
охраны труда, и программ социально-экономического развития
административных округов города Москвы включать в них мероприятия
по обеспечению техники безопасности и охране труда.
2.7. Развивать взаимодействие с федеральными органами
государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения
трудового, санитарного, природоохранного законодательства и
законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих
свою деятельность на территории города Москвы.
2.8. Продолжить обучение представителей общественных
объединений, организаций и органов исполнительной власти города
Москвы, занимающихся вопросами охраны труда и обеспечения
экологической безопасности.
2.9. Провести городской смотр-конкурс на лучшую организацию
работы в области охраны труда в городе Москве.
Правительство:
2.10. Увеличить фонд оплаты труда работников государственных
учреждений, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, в среднем на 40
процентов к уровню 2005 года, установив тарифную ставку первого
разряда в размере 2200 руб. в месяц с 1 мая 2006 г. и 2530 руб. в
месяц - с 1 сентября 2006 г.
2.11. Мероприятия по охране труда в бюджетных организациях
города осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание,
и фиксировать фактические расходы на эти цели.
2.12. Обеспечить функционирование в территориальных центрах
развития малого предпринимательства уголков (кабинетов) для
консультаций предпринимателей по вопросам охраны труда.
2.13. Разработать комплекс мероприятий по управлению охраной
труда в организациях малого предпринимательства города Москвы.
2.14. Обеспечить в рамках Городской целевой программы
"Электронная Москва" внедрение подпрограммы "Информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ) в охране труда".
2.15. Предоставлять сторонам социального партнерства
информационно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой
сферы города Москвы.
2.16. Обеспечить методическими материалами по вопросам охраны
труда субъекты управления охраной труда в городе Москве.
2.17. Для обеспечения эффективного функционирования Системы
государственного управления охраной труда ввести в первом
полугодии в штатные расписания должности специалистов,
осуществляющих деятельность по охране труда, в пределах
установленной численности и фонда оплаты труда, а также
ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы.
2.18. Содействовать организации статистического наблюдения
уполномоченным органом по статистике за состоянием условий труда и
производственного травматизма в субъектах малого
предпринимательства.
2.19. Содействовать внедрению в городе Москве системы
социальной рекламы (наглядной агитации) по вопросам охраны труда,
в том числе в средствах массовой информации и на телевидении.
Правительство и Работодатели:
2.20. Обеспечить выполнение промышленными организациями и иными
хозяйствующими субъектами санитарно-противоэпидемических
требований экологической безопасности при осуществлении
хозяйственной деятельности, включая транспортировку,
обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.
2.21. Обеспечить организацию и проведение аттестации рабочих
мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда, в том
числе в бюджетных организациях города Москвы.
Работодатели и Профсоюзы:
2.22. В коллективных договорах и соглашениях определять
денежную компенсацию за задержку выплат в размере не ниже одной
двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок
сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после
установленного срока выплаты по день фактического расчета
включительно.
2.23. Предусмотреть в коллективных договорах положение о
признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты
заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине
Работодателя, если работник в письменной форме известил
Работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в
размере не менее 2/3 средней заработной платы.
2.24. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на
уровне не ниже двух третей от общего его размера.
2.25. Предусмотреть в коллективных договорах предоставление
оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и
комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по
контролю условий и охраны труда.
2.26. Предусмотреть в коллективных договорах выплату пособия по
временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности
работника в связи с его заболеванием или травмой (за исключением
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)
из средств Работодателя в размере среднемесячного заработка.
Работодатели:
2.27. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью
отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и
выполнившим норму труда, в размере не ниже величины городского
минимума оплаты труда, установленного Московским трехсторонним
соглашением. Разрабатывать совместно с Профсоюзами меры по ее
поэтапному повышению до величины прожиточного минимума,
устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.28. Не допускать задержек выплаты заработной платы
работникам.
2.29. Обеспечить условия для осуществления контроля
государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового
законодательства и нормативных актов по вопросам оплаты труда,
охраны труда и экологической безопасности.
2.30. Своевременно информировать отраслевые и территориальные
органы исполнительной власти города Москвы, органы местного
самоуправления и соответствующие профсоюзные органы о групповых и
тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным
исходом, происшедших на производстве, а также об экологических
происшествиях, повлекших нанесение ущерба окружающей среде.
2.31. Обеспечить затраты на мероприятия по охране труда в
расчете на каждого работника в размере не менее годовой суммы
минимального размера оплаты труда, установленного
законодательством Российской Федерации.
2.32. Представлять в Мосгорстат статистическую отчетность по
условиям труда и производственному травматизму независимо от форм
собственности организаций.
2.33. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и
соглашениями дополнительные к установленным законодательством
компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и
работах с вредными или опасными условиями труда.
2.34. Обеспечить организацию горячего, лечебно-
профилактического питания работников организаций, в том числе
льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами,
нормативами и коллективными договорами.
2.35. Включать представителей профсоюзных органов, технических
инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые
в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и
объекты социальной сферы.
2.36. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг
переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим,
работающим в организациях, где их численность составляет более 15
человек.
Профсоюзы:
2.37. Осуществлять общественный контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами
правовых и технических инспекторов труда профсоюзов,
уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни
горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
3.1. Проводить согласованную политику в области охраны
окружающей среды, развития культуры, спорта, туризма, молодежной
сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и
укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города.
3.2. В установленном порядке принимать долевое участие в
финансировании ведомственных организаций и учреждений культуры и
спорта, спортивных сооружений, культурно-досуговых и физкультурно-
спортивных организаций и центров, работающих с детьми и
подростками, а также учащимися учреждений профессионального
образования.
3.3. Принимать меры по сохранению детских загородных
оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности и
принять долевое участие в их финансировании на уровне, не ниже
достигнутого в 2005 году.
3.4. Разработать и реализовать меры по развитию сети городских
и загородных лагерей труда и отдыха.
3.5. В установленном порядке принимать долевое участие в
финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий,
проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных
сооружений организаций, учреждений дополнительного и
профессионального образования.
3.6. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и
противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания
детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием
технической инспекции труда Московской федерации профсоюзов и
отраслевых профсоюзов.
3.7. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и
спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным
лагерям организаций города.
3.8. Оказывать содействие в развитии в городе системы
негосударственного пенсионного обеспечения.
Правительство:
3.9. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при
подготовке проектов законов и других правовых актов города Москвы,
направленных на сохранение уровня социальной защищенности и рост
уровня жизни жителей города.
3.10. Формирование социальных статей бюджета города Москвы
осуществлять с учетом мнения Профсоюзов и Работодателей.
3.11. Сохранить в 2006 году за счет средств бюджета города
Москвы предоставление мер социальной поддержки ветеранов и
инвалидов с учетом разграничения полномочий между органами
исполнительной власти Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.12. Продолжить работу по развитию сети аккредитованных
социальных магазинов для торгового обслуживания лиц льготных
категорий с предоставлением 10% скидки на социально значимые
товары, а также разработку системы персонального учета льгот,
предоставляемых предприятиями потребительского рынка и услуг, в
том числе с использованием социальной карты москвича.
3.13. Сохранить с учетом разграничения полномочий между
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению
города. Не допускать закрытия, перепрофилирования и передачи
организациям помещений медицинских, детских дошкольных и школьных
учреждений под другие цели.
3.14. Выделять в установленном порядке средства на приобретение
санаторно-курортных путевок "Мать и дитя" для родителей с детьми
из малообеспеченных семей.
3.15. Предусмотреть средства в бюджете города Москвы на выплату
единовременного пособия молодой семье на рождение: 1-го ребенка в
5-кратном размере прожиточного минимума, 2-го ребенка - в 7-
кратном размере, 3-го и последующих детей - в 10-кратном размере.
3.16. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся 1-4-х
классов общеобразовательных школ и детей из малообеспеченных
семей.
3.17. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на
детей до 3 лет отдельным категориям населения на возмещение роста
стоимости продуктов питания.
3.18. Не допускать изменения целевого назначения нежилых
помещений, находящихся в городской собственности, переданных в
аренду для продажи товаров повседневного спроса и продуктов
питания.
3.19. Сохранить действующие доплаты к пенсиям неработающим
пенсионерам до социальной нормы.
3.20. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров,
инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного
пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание
им продуктовой и вещевой помощи в объеме не ниже уровня 2005 года.
3.21. Сохранить для пенсионеров, детей-сирот, детей из
многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей,
бесплатный проезд, для школьников, учащихся учреждений начального
профессионального образования и студентов дневной формы обучения
среднего и высшего профессионального образования, обучающихся в
государственных учебных заведениях и аккредитованных
негосударственных вузах, - льготный проезд в городском транспорте.
3.22. Сохранить дотирование из городского бюджета расходов,
связанных с эксплуатацией жилищного фонда, поставкой тепловой
энергии для населения, содержанием городского транспорта.
3.23. Обеспечить установку общедомовых приборов учета
энергоресурсов в многоквартирных домах, в которых созданы
товарищества собственников жилья и другие объединения
собственников, а также финансирование расходов объединений
собственников по содержанию и ремонту жилищного фонда на условиях,
установленных законодательством города Москвы.
3.24. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города
осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства
города.
3.25. Изменение цены за пользование жилым помещением (платы за
наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для
нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда и
платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников
жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа
управления многоквартирным домом, а также тарифов на коммунальные
услуги, оказываемые населению, производить не чаще чем 1 раз в
год, если иное не вызывается принятием федеральных нормативных
правовых актов. Информировать социальных партнеров о готовящихся
решениях до их принятия.
3.26. Осуществить жилищное строительство для выполнения
городских жилищных программ не менее 1600 тыс. кв. метров, в том
числе 400 тыс. кв. метров для обеспечения нуждающихся в улучшении
жилищных условий, до 1000 тыс. кв. метров для переселений по
программе реконструкции пятиэтажного и ликвидации аварийного и
ветхого жилищного фонда и не менее 200 тыс. кв. метров для
реализации программы "Молодой семье - доступное жилье".
Переселение москвичей из жилых домов, подлежащих сносу,
капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации,
осуществлять в границах района проживания при комплексной
реконструкции районов, за исключением проживающих в Центральном и
Зеленоградском административных округах, где переселение
осуществлять в границах этих административных округов.
3.27. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2006 год
ассигнования на предоставление субсидий для приобретения или
строительства жилых помещений для очередников по месту жительства
с выделением на эти цели не менее 1500000000 рублей.
3.28. Предусмотреть выделение бюджетным организациям городского
хозяйства для обеспечения работников, являющихся очередниками по
месту работы и месту жительства, жилой площади по договорам купли-
продажи с рассрочкой платежа, а также в случае согласия
очередников с использованием ипотечного жилищного кредитования.
3.29. Продолжить работу по ликвидации общежитий квартирной
планировки путем перевода их в жилищный фонд города.
3.30. Осуществлять прием ведомственного жилищного фонда и
объектов инженерного и коммунального назначения в собственность
города Москвы в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
3.31. Предусмотреть выделение по договорам аренды жилой площади
бюджетным организациям для укомплектования специалистами школ и
поликлиник новостроек в районах массовой жилой застройки.
3.32. Предусмотреть по действующим договорам аренды земельных
участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при
предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных
организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных,
образовательных организаций, а также организаций культуры,
здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма,
находящихся в собственности профсоюзов либо финансируемых за счет
профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 30
процентов от базовой ставки за земельные участки, используемые
профсоюзами или их организациями по целевому назначению.
3.33. По вновь оформляемым договорам аренды передавать объекты
нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, на
льготных условиях в соответствии с приоритетными видами
использования согласно перечню, утвержденному постановлением
Правительства Москвы. По действующим договорам рассчитывать ставку
арендной платы по действующей методике в соответствии с
корректирующими коэффициентами, установленными Правительством
Москвы для категорий арендаторов, которым ставка арендной платы
устанавливается в особом порядке с учетом ограничения роста ставок
арендной платы.
3.34. Обеспечить частичное возмещение эксплуатационных затрат
на содержание спортивных сооружений организациям спортивного
профиля города Москвы независимо от ведомственной принадлежности и
формы собственности по энергоресурсам, водоснабжению согласно
Закону города Москвы от 26 июня 1996 г. N 20 "О физической
культуре и спорте" на основании решений постоянно действующей
комиссии с участием профсоюзов, утвержденного порядка возмещения и
перечня спортивных организаций.
3.35. Предусмотреть в соответствии с окружными соглашениями
возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы на оказание помощи коллективам детского и
юношеского самодеятельного художественного и технического
творчества, детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и
молодежью, осуществляемую организациями культуры и спорта, в
соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в
бюджете города Москвы на 2006 год.
3.36. Осуществлять в установленном порядке организационную и
финансовую помощь Московскому городскому центральному
туристическому клубу, Ассоциации МГКС ДСО профсоюзов, Городскому
спортивному клубу "Буревестник", Городскому физкультурно-
спортивному клубу инвалидов в проведении физкультурно-спортивных
мероприятий.
3.37. Осуществлять в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 9 ноября 2004 г. N 773-ПП "О включении
Правительства Москвы в лице Комитета физической культуры и спорта
города Москвы в состав учредителей Негосударственного
образовательного учреждения дополнительного образования
"Центральная специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва профсоюзов" долевое финансирование
Негосударственного образовательного учреждения дополнительного
образования "Центральная специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва профсоюзов" в пределах средств,
предусмотренных Москомспорту в бюджете города Москвы на 2006 год.
3.38. Продолжить выплату студентам высших учебных заведений
грантов Правительства Москвы и ежемесячных дотаций остро
нуждающимся студентам в объеме не ниже уровня 2005 года.
3.39. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2006 год
средства на организацию оздоровительных мероприятий для детей и
подростков, в том числе в загородных оздоровительных лагерях, в
профильных городских и выездных лагерях и лагерях труда и отдыха в
период летних и зимних школьных каникул.
3.40. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2006 год
средства на организацию летнего и зимнего отдыха и оздоровления
студентов дневных отделений государственных высших учебных
заведений в пределах выделенных Комитету по делам семьи и молодежи
города Москвы на реализацию социальных программ финансовых
средств.
3.41. Сохранить не ниже достигнутого в 2005 году количества
бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные
лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной
поддержке.
3.42. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп
детей в каникулярный период на городском транспорте.
3.43. Предусмотреть в бюджете города Москвы 420 млн. рублей на
приобретение в установленном порядке земель в Московской области
под коллективное садоводство льготных категорий москвичей и
затраты по развитию инфраструктуры районов в местах размещения
садоводческих некоммерческих объединений.
3.44. Способствовать совершенствованию функционирования
элементов экологического мониторинга по отдельным природным
средам, радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды
города и продолжить формирование единой городской системы
экологического мониторинга.
Правительство и Работодатели:
3.45. Принимать меры по сохранению социально-культурных
объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих
образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую
деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.
Правительство и Профсоюзы:
3.46. Обеспечить участие профсоюзов в реализации городских
целевых комплексных программ "Молодежь Москвы (2004-2006 гг.)",
"Спорт Москвы (2004-2006 гг.)" и "Культура Москвы (2005-2007
гг.)".
3.47. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
3.48. Организовать Новогодние представления для детей и
подростков в дни зимних школьных каникул 2006-2007 гг. в
Государственном Кремлевском дворце и осуществить их финансирование
на долевых началах.
3.49. Обеспечить деятельность детско-юношеских спортивных школ
(ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва (СДЮШОР) профсоюзов и организаций города Москвы с
сохранением контингента занимающихся не ниже уровня 2005 года.
Работодатели и Профсоюзы:
3.50. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств
социального страхования через своих представителей в комиссиях по
социальному страхованию.
3.51. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
контроль со стороны профсоюзной организации за своевременным и в
полном объеме перечислением Работодателем страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
3.52. Предусмотреть при заключении коллективных договоров
выделение финансовых средств, образовавшихся в результате снижения
единого социального налога, на оплату санаторно-курортного лечения
и оздоровления работников и членов их семей.
3.53. Предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное
лечение работникам организаций на основании списков, согласованных
с профсоюзными комитетами этих организаций.
3.54. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по
аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой площади
для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов
социальной сферы.
3.55. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по
сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными
учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими
оздоровительными, социально-бытовыми объектами организаций, с
учетом действующих норм и фактической численности работающих и
поддержанию на должном уровне их технического состояния.
3.56. Предусмотреть в коллективных договорах введение в
организациях штатных единиц инструкторов-методистов по физической
культуре и их взаимодействие со специалистами управ районов по
физкультурно-спортивной работе.
3.57. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное
обеспечение и добровольное медицинское страхование работающих и
членов их семей.
Профсоюзы:
3.58. Организовать обучение директоров детских загородных
оздоровительных лагерей организаций города.
Работодатели:
3.59. Обеспечить своевременное (в течение 10 дней)
представление информации органам социальной защиты населения о
приеме на работу пенсионеров в целях эффективного и целевого
использования средств городского бюджета.
3.60. Включать мероприятия по обеспечению безопасности детских
оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта
организаций.
4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и
социального партнерства стороны обязуются:
4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в
Соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях
и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим
социально-экономическим вопросам.
4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность
принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-
трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
4.4. Оказывать практическое и методическое содействие
заключению городских отраслевых и окружных соглашений,
коллективных договоров в организациях города.
4.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях и
уведомительную регистрацию в установленном порядке коллективных
договоров.
4.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных
трудовых споров.
4.7. Оказывать содействие в работе учреждению "Трудовой
арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров",
Московскому городскому правовому центру "Защита", Фонду содействия
занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской федерации профсоюзов
в деятельности по пропаганде трудового законодательства,
законодательства о занятости и законодательства об охране труда в
средствах массовой информации (включая окружные и городские) и
объектах наружной рекламы на условиях социальной рекламы.
4.8. В случае возникновения коллективных трудовых споров по
вопросам Соглашения обращаться в учреждение "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его
рекомендации.
4.9. Рекомендовать включение в коллективные договоры и
отраслевые соглашения положений о передаче в случае возникновения
коллективного трудового спора его рассмотрения в учреждение
"Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых
споров" и выполнять его рекомендации.
4.10. Проводить в Московском городском правовом центре "Защита"
бесплатные юридические консультации по трудовому законодательству,
законодательству о занятости для населения города Москвы, а также
предоставлять бесплатную правовую защиту трудовых интересов слабо
защищенных категорий граждан в судах общей юрисдикции.
4.11. Проводить согласованную политику по созданию новых и
укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных
организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в
иностранных фирмах, а также в организациях, применяющих труд
иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в городе.
4.12. Рекомендовать при заключении окружных соглашений включать
в них обязательства о предоставлении в пользование окружным
(территориальным) подразделениям Московской конфедерации
промышленников и предпринимателей (работодателей) необходимых
помещений для осуществления уставной и в том числе выставочной
деятельности.
4.13. Развивать взаимодействие с учреждениями среднего
профессионального образования, содействовать эффективной работе
государственно-общественных координационных советов по подготовке
квалифицированных рабочих кадров.
4.14. Продолжить практику публикации в "Московской промышленной
газете", газете "Тверская, 13" и окружных средствах массовой
информации материалов, рассказывающих о практике социального
партнерства в городе, а также информировать редакции СМИ о
решениях Московской трехсторонней комиссии и мероприятиях,
проводимых в рамках реализации Московского трехстороннего
соглашения.
4.15. Размещать на официальных сайтах сторон материалы о
практике социального партнерства.
4.16. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ
программы "Прорыв" о деятельности сторон по развитию социального
партнерства, развитию промышленности города при ее финансовом
обеспечении в рамках программных мероприятий по информационно-
рекламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной
программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006
гг.
Правительство:
4.17. При обращении сторон включать в состав формируемых
Правительством Москвы на уровне города и административных округов
комиссий, коллегий префектур административных округов города
Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними
экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодателей.
4.18. При взаимодействии с органами исполнительной власти
города Москвы работодатели, подтвердившие свое участие в системе
социального партнерства и реализацию обязательств по Московскому
трехстороннему соглашению справкой Московской конфедерации
промышленников и предпринимателей (работодателей), имеют приоритет
при прочих равных условиях в решении вопросов, связанных с их
хозяйственной деятельностью.
4.19. Предусмотреть в установленном порядке в бюджете города
Москвы средства в размере 20134000 рублей на частичное
финансирование деятельности учебных центров профсоюзов,
направленной на обучение представителей сторон социального
партнерства формам и методам договорного регулирования социально-
трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации.
4.20. Предусмотреть выделение из бюджета города Москвы средств
на финансирование деятельности Учреждения "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров" в сумме 6800000
рублей.
4.21. При расчете арендной платы за нежилые помещения,
находящиеся в собственности города Москвы, занимаемые профсоюзами,
их структурными подразделениями, организациями, учреждениями,
установить льготный корректирующий коэффициент, равный нулю.
4.22. Согласиться с установлением Московской конфедерации
промышленников и предпринимателей (работодателей) арендной платы
за занимаемые ею помещения в здании по адресу: г. Москва, ул.
Новый Арбат, д. 21, стр. 1 и ее структурным подразделениям на
уровне минимальной ставки, утвержденной на 2006 год по городу
Москве.
4.23. Предоставить в пользование окружным советам Московской
федерации профсоюзов и окружным (территориальным) подразделениям
Московской конфедерации промышленников и предпринимателей
(работодателей), консультационно-правовым пунктам Московской
федерации профсоюзов необходимые помещения, оборудование, средства
транспорта и связи, оказывать им материальную, техническую помощь
в соответствии с заключенными окружными соглашениями.
Правительство и Профсоюзы:
4.24. Обеспечить дальнейшую работу специалистов Московского
городского центра "Защита" и Фонда содействия занятости и охраны
труда "СТОЛИЦА" Московской федерации профсоюзов в консультационно-
правовых пунктах, расположенных в помещениях окружных советов
Московской федерации профсоюзов в административных округах города.
Правительство и Работодатели:
4.25. Предусмотреть финансовое обеспечение совместных
тематических выпусков в газете "Содружество" в пределах имеющихся
средств.
Работодатели:
4.26. Продолжить работу Промышленно-экономического института и
Юридического центра Московской конфедерации промышленников и
предпринимателей (работодателей) с представителями социального
партнерства по вопросам правового регулирования в сфере договорно-
правовых, имущественно-земельных отношений и отношений, связанных
с предбанкротным состоянием организаций.
Профсоюзы:
4.27. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей
социальных партнеров различных уровней по вопросам правового
регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных
договоров и соглашений.
4.28. Не выступать организаторами забастовок в случае
выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств,
предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными
соглашениями, коллективными договорами.
От Правительства Москвы:
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
От московских объединений профсоюзов:
Председатель
Московской федерации профсоюзов
М.Д. Нагайцев
От московских объединений
промышленников и предпринимателей
(работодателей):
Председатель
Московской конфедерации
промышленников и предпринимателей
(работодателей)
Е.В. Панина
|