Вопрос: Вправе ли инспекция привлечь организацию к
административной ответственности в соответствии со статьей 15.1
КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и
порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании
в кассу денежной наличности?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 09-14/10022
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у
индивидуальных предпринимателей.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который
распространяется на все предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег
предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится
с обязательным применением ККТ.
Согласно пунктам 22-24 Порядка все поступления и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. При этом
каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая
должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или
мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется
подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или
другому заменяющему его документу кассир делает записи в кассовую
книгу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги
операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число
и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной
лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и
расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии со статьей 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями,
порядок и условия ее регистрации и применения определяются
Правительством РФ.
Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации контрольно-кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
На основании пункта 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение
товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту).
Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным
покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи
директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку,
выданному в данной кассе.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утвержден
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по
учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых
операций с применением ККТ, в котором даны указания по применению
и заполнению в том числе акта о возврате денежных сумм покупателям
(клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по
ошибочно пробитым кассовым чекам) (форма N КМ-3) (далее - акт N КМ-
3).
Согласно данным указаниям акт N КМ-3 применяется в организациях
для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по
неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым
кассовым чекам. В акте должны быть указаны номер и сумма каждого
чека.
Акт N КМ-3 составляется в одном экземпляре, подписывается
ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего
отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста
организации и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист
бумаги, сдается в бухгалтерию организации и хранится в документах
за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями
(клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в книгу
кассира-операциониста (форма N КМ-4).
При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или
сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом,
организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки
фактически допускает неоприходование части выручки.
Как следует из представленных материалов, в ходе проверки
организации за период с 19 по 20 декабря 2005 года установлено
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций.
Согласно объяснительной записке кассира организации от
21.12.2005 во время работы 20 декабря 2005 года он пробил чек на
заказ, от которого посетитель отказался. В связи с этим кассир
пробил возвратный чек на сумму 360 руб. С данной объяснительной
запиской также согласился и.о. генерального директора организации.
Таким образом, как следует из объяснений указанных выше лиц,
услуги оказывались одному лицу на сумму 360 руб.
Вместе с тем к жалобе и.о. генерального директора организации
приложены следующие копии чеков, отпечатанных по ККТ 20 декабря
2005 года:
- N 0043 (в 13.04) на сумму 200 руб., который возвращен кассиру
организации в связи с решением посетителя отказаться от заказа;
- N 0061 (в 14.18) на сумму 10 руб., который ошибочно пробит
кассиром организации;
- N 0078 (в 14.47) на сумму 150 руб., который возвращен кассиру
организации в связи с решением посетителя отказаться от заказа.
Однако согласно копии чека, которая также приложена к жалобе,
отпечатанного по ККТ 20 декабря 2005 года N 0148 (в 20.24),
возвращены денежные средства на сумму 360 руб. Чек на сумму 360
руб. не приложен.
Таким образом, факт возврата денежных средств на сумму 360 руб.
не подтвержден.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы
с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими
организациями сверх установленных размеров, неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении
порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении
в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил
и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае организация не приняла все зависящие от нее
меры по соблюдению указанных выше норм законодательства и
допустила неоприходование в кассу организации денежной наличности
в размере 360 руб.
Таким образом, организация допустила нарушение порядка работы с
денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании в кассу
денежной наличности. Следовательно, инспекция вправе привлечь
организацию к административной ответственности по статье 15.1 КоАП
РФ.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|